09 ноября 2017
Первый контейнерный поезд повёз казахстанское зерно по БТК
Низкие цены на грузоперевозки не окупят дорогую магистраль
В Азербайджане официально открыт международный транспортный коридор Баку – Тбилиси – Карс (БТК). По новому маршруту первый контейнерный поезд повёз казахстанское зерно из Кокшетау (Казахстан) до порта Мерсин (Турция).
В ЗАО «Азербайджанская железная дорога» (АЖД) «Гудку» пояснили, что состав, сформированный из тридцати 20-футовых контейнеров с тарированным зерном (600 тонн), отправился из Кокшетау 23 октября в казахстанский порт Курык и 30 октября прибыл в Бакинский международный морской торговый порт. В Мерсин груз доставлен 3 ноября. Колёсные пары состава с колеи 1520 на 1435 мм сменили на новом грузино-турецком пограничном переходе Ахалкалаки – Карс.
«Мы специально организовали отправку таким образом, чтобы совместить эти события, и предоставили Казахстану, который первым заявил о наличии грузовой базы, азербайджанские вагоны под перевозку зерна. Пока отгрузка идёт по факту, но сейчас уже прорабатываем регулярность и график движения по БТК с грузовладельцами, в том числе с российскими, которые проявляют активный интерес к коридору. Маршрут даёт выход на турецкий рынок через Азербайджан по железной дороге и через порт Мерсин напрямую в регион Средиземного моря, и есть хорошие торговые перспективы», – пояснил специалист по работе со СМИ компании ADY Express («дочка» АЖД) Ильхам Абдулов.
На российские грузы эксплуатанты новой магистрали не рассчитывают, хотя ЗАО «АзРусТранс» (совместное предприятие АЖД и российского оператора АО «Русагротранс») намерено активно перевозить по этой дороге зерновые грузы в Карс, в том числе – 1,5 млн тонн российского зерна, которые компания ежегодно перевозит в Азербайджан. По словам менеджера по продажам «АзРусТранса» Сабины Гусейновой, восточная часть Турции заинтересована в импорте зерна, и оптимальным вариантом доставки на эту территорию является железная дорога, а Азербайджан таким образом станет транзитной зоной для зерна. Кроме того, БТК в перспективе сможет привлечь часть китайского транзита в направлении Турции и Южной Европы. На новую магистраль предполагается привлекать в первую очередь углеводороды из Азербайджана. По мнению директора ООО «Железная дорога Марабда – Карцахи» (грузинская государственная компания, курирующая БТК) Олега Бичиашвили, планируется везти бензин, дизель, мазут, гудрон, сжиженный газ. Также на дорогу привлекут хлопок из Средней Азии и контейнеры из Китая. В обратном направлении – текстиль из Турции.
Как уточнила руководитель отдела по связям с общественностью АЖД Севиндж Гадирова, экспедитором первого грузового поезда по БТК выступила новая компания «АЖД Контейнер» (АЖДК), созданная к открытию маршрута. Она же будет оператором по перевозке контейнеров по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, пролегает через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию). Также АЖДК переданы в управление все контейнерные площадки в Азербайджане, функции по закупке вагонов для различного типа грузов, их использованию и эксплуатации.
Казахстан не случайно первым заявил об интересе к маршруту, так как считает его ключевым звеном для развития ТМТМ из КНР через территорию республики, Азербайджан, Грузию, Турцию и затем в Европу. Посол Казахстана в Азербайджане Бейбит Исабаев сообщил, что формируется и готовится к отправке второй состав с казахстанским углем в Румынию. А на участках БТК будут использоваться казахстанские локомотивы производства АО «Локомотив курастыру зауыты» (казахстанское СП ЗАО «Трансмашхолдинг» и General Electric Transportation) и «Электровоз курастыру зауыты» (50% компании принадлежит французскому концерну Alstom, а два пакета по 25% – казахстанскому АО «Ремлокомотив» и ЗАО «Трансмашхолдинг» соответственно). К 10 тепловозам, работающим на АЖД, до 2020 года будет поставлено 40 грузовых электровозов переменного тока (две единицы до конца 2017 года, 24 – в 2018-м и ещё 14 – в течение 2019 года), уточнил Бейбит Исабаев.
Представители российского бизнеса осторожно оценивают перспективы маршрута, хотя считают, что расширение сети и развитие конкуренции идут на пользу рынку.
«Строительство ветки для обеспечения грузопотока в Турцию, возможно, оправданно для некоторых стран. Если же речь идёт о потенциальном транзитном коридоре между Азией и Европой с учётом турецкого проекта «Мармарай», то мы смотрим на эту перспективу с осторожностью. Пока не очевидно, что предполагаемый объём транзита по этому маршруту, в принципе, способен окупить инвестиции в инфраструктуру при уже функционирующих коридорах. Но чем больше альтернатив, тем активнее будут наращиваться грузопотоки. Мы не боимся конкуренции», – говорит генеральный директор АО «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик.
В рамках проекта «Мармарай» (проект по развитию железнодорожной сети Турции) стоимостью $3,5 млрд в Стамбуле в 2013 году введён в эксплуатацию тоннель под Босфором. Он интегрирован в систему метрополитена, но построен с расчётом на грузовые перевозки, для них предусмотрены «окна» только с полуночи до 5 утра. Тоннель – ключевой элемент магистрали от города Эдирне на границе с Болгарией и Грецией до Карса, которую планируется присоединить к БТК. Однако её строительство предполагается завершить лишь к 2023 году.
В GEFCO и АО «ОТЛК» предложенную тему предпочли не комментировать. Эксперт Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов считает, что потенциал БТК сомнителен, и не только из-за дороговизны.
«Это прежде всего сигнал Китаю о готовности Азербайджана, Грузии и Турции к взаимодействию в рамках «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП). В то же время у Китая есть выбор. Ветки ЭПШП могут проходить и через север (Казахстан и Россию), и через юг (Иран). Здесь в большей мере будет важна тарифная политика государств, где будут проходить транснациональные коридоры. Как минимум по этим факторам проект БТК можно назвать рискованным. Для того чтобы заинтересовать Пекин, Азербайджану и Грузии придётся установить низкие тарифы. Такая возможность, в принципе, есть, но нужно учитывать дороговизну проекта, причём долгосрочного», – сказал он.
По мнению эксперта, маршрут вряд ли будет интересен российским компаниям, есть альтернативные пути, к примеру, отработанный МТК «Север – Юг» между Россией, Азербайджаном и Ираном или маршрут Чунцин – Достык – Москва – Брест – Лодзь – Дуйсбург. Только в этом году по нему отправлено более 100 поездов.
Оригинал публикации на сайте ИА «Гудок»
назад
|