:: Главная » Новости Ж/Д »  

ПЕРВЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ПОЕЗД ПОВЁЗ КАЗАХСТАНСКОЕ ЗЕРНО ПО БТК

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 


Расширенный поиск...     

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Декларант", версия 1129

"Магистр-Контроль", версия 672

"Магистр-Информ", версия 871

"Справочно-информационная система декларанта", версия 0999

"Магистр-Эксперт", версия 363

"Программа САО ГТД", версия 1042

"Мастер СВХ", версия 242

"Магистраль", версия 0997

"Диспетчер ТС", версия 371

"Мастер-Ориентир", версия 110

"Мастер Сделок", версия 84

"Магистр Отчётов", версия 77

 

все последние версии 

 

09 ноября 2017


Первый контейнерный поезд повёз казахстанское зерно по БТК



Низкие цены на грузоперевозки не окупят дорогую магистраль
 

В Азербайджане официально открыт международный транспортный коридор Баку – Тбилиси – Карс (БТК). По новому маршруту первый контейнерный поезд повёз казахстанское зерно из Кокшетау (Казахстан) до порта Мерсин (Турция).
 
В ЗАО «Азербайджанская железная дорога» (АЖД) «Гудку» пояснили, что состав, сформированный из тридцати 20-футовых контейнеров с тарированным зерном (600 тонн), отправился из Кокшетау 23 октября в казахстанский порт Курык и 30 октября прибыл в Бакинский международный морской торговый порт. В Мерсин груз доставлен 3 ноября. Колёсные пары состава с колеи 1520 на 1435 мм сменили на новом грузино-турецком пограничном переходе Ахалкалаки – Карс.

«Мы специально организовали отправку таким образом, чтобы совместить эти события, и предоставили Казахстану, который первым заявил о наличии грузовой базы, азербайджанские вагоны под перевозку зерна. Пока отгрузка идёт по факту, но сейчас уже прорабатываем регулярность и график движения по БТК с грузовладельцами, в том числе с российскими, которые проявляют активный интерес к коридору. Маршрут даёт выход на турецкий рынок через Азербайджан по железной дороге и через порт Мерсин напрямую в регион Средиземного моря, и есть хорошие торговые перспективы», – пояснил специалист по работе со СМИ компании ADY Express («дочка» АЖД) Ильхам Абдулов.
На российские грузы эксплуатанты новой магистрали не рассчитывают, хотя ЗАО «АзРусТранс» (совместное предприятие АЖД и российского оператора АО «Русагротранс») намерено активно перевозить по этой дороге зерновые грузы в Карс, в том числе – 1,5 млн тонн российского зерна, которые компания ежегодно перевозит в Азербайджан. По словам менеджера по продажам «АзРусТранса» Сабины Гусейновой, восточная часть Турции заинтересована в импорте зерна, и оптимальным вариантом доставки на эту территорию является железная дорога, а Азербайджан таким образом станет транзитной зоной для зерна. Кроме того, БТК в перспективе сможет привлечь часть китайского транзита в направлении Турции и Южной Европы. На новую магистраль предполагается привлекать в первую очередь углеводороды из Азербайджана. По мнению директора ООО «Железная дорога Марабда – Карцахи» (грузинская государственная компания, курирующая БТК) Олега Бичиашвили, планируется везти бензин, дизель, мазут, гудрон, сжиженный газ. Также на дорогу привлекут хлопок из Средней Азии и контейнеры из Китая. В обратном направлении – текстиль из Турции.


Как уточнила руководитель отдела по связям с общественностью АЖД Севиндж Гадирова, экспедитором первого грузового поезда по БТК выступила новая компания «АЖД Контейнер» (АЖДК), созданная к открытию маршрута. Она же будет оператором по перевозке контейнеров по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, пролегает через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и Грузию). Также АЖДК переданы в управление все контейнерные площадки в Азербайджане, функции по закупке вагонов для различного типа грузов, их использованию и эксплуатации.

Казахстан не случайно первым заявил об интересе к маршруту, так как считает его ключевым звеном для развития ТМТМ из КНР через территорию республики, Азербайджан, Грузию, Турцию и затем в Европу. Посол Казахстана в Азербайджане Бейбит Исабаев сообщил, что формируется и готовится к отправке второй состав с казахстанским углем в Румынию. А на участках БТК будут использоваться казахстанские локомотивы производства АО «Локомотив курастыру зауыты» (казахстанское СП ЗАО «Трансмашхолдинг» и General Electric Transportation) и «Электровоз курастыру зауыты» (50% компании принадлежит французскому концерну Alstom, а два пакета по 25% – казахстанскому АО «Ремлокомотив» и ЗАО «Трансмашхолдинг» соответственно). К 10 тепловозам, работающим на АЖД, до 2020 года будет поставлено 40 грузовых электровозов переменного тока (две единицы до конца 2017 года, 24 – в 2018-м и ещё 14 – в течение 2019 года), уточнил Бейбит Исабаев.

Представители российского бизнеса осторожно оценивают перспективы маршрута, хотя считают, что расширение сети и развитие конкуренции идут на пользу рынку.
«Строительство ветки для обеспечения грузопотока в Турцию, возможно, оправданно для некоторых стран. Если же речь идёт о потенциальном транзитном коридоре между Азией и Европой с учётом турецкого проекта «Мармарай», то мы смотрим на эту перспективу с осторожностью. Пока не очевидно, что предполагаемый объём транзита по этому маршруту, в принципе, способен окупить инвестиции в инфраструктуру при уже функционирующих коридорах. Но чем больше альтернатив, тем активнее будут наращиваться грузопотоки. Мы не боимся конкуренции», – говорит генеральный директор АО «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик.

В рамках проекта «Мармарай» (проект по развитию железнодорожной сети Турции) стоимостью $3,5 млрд в Стамбуле в 2013 году введён в эксплуатацию тоннель под Босфором. Он интегрирован в систему метрополитена, но построен с расчётом на грузовые перевозки, для них предусмотрены «окна» только с полуночи до 5 утра. Тоннель – ключевой элемент магистрали от города Эдирне на границе с Болгарией и Грецией до Карса, которую планируется присоединить к БТК. Однако её строительство предполагается завершить лишь к 2023 году.

В GEFCO и АО «ОТЛК» предложенную тему предпочли не комментировать. Эксперт Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Алексей Чекрыжов считает, что потенциал БТК сомнителен, и не только из-за дороговизны.
«Это прежде всего сигнал Китаю о готовности Азербайджана, Грузии и Турции к взаимодействию в рамках «Экономического пояса Шёлкового пути» (ЭПШП). В то же время у Китая есть выбор. Ветки ЭПШП могут проходить и через север (Казахстан и Россию), и через юг (Иран). Здесь в большей мере будет важна тарифная политика государств, где будут проходить транснациональные коридоры. Как минимум по этим факторам проект БТК можно назвать рискованным. Для того чтобы заинтересовать Пекин, Азербайджану и Грузии придётся установить низкие тарифы. Такая возможность, в принципе, есть, но нужно учитывать дороговизну проекта, причём долгосрочного», – сказал он.

По мнению эксперта, маршрут вряд ли будет интересен российским компаниям, есть альтернативные пути, к примеру, отработанный МТК «Север – Юг» между Россией, Азербайджаном и Ираном или маршрут Чунцин – Достык – Москва – Брест – Лодзь – Дуйсбург. Только в этом году по нему отправлено более 100 поездов.


 
Оригинал публикации на сайте ИА «Гудок»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © Сигма-Софт, Санкт-Петербург 1992-2017