10 января 2018
РЖД увеличили перевозку грузов сильнее, чем прогнозировали
РЖД увеличили перевозку грузов сильнее, чем прогнозировали. Но возили в основном уголь, который не приносит монополии больших денег.
Не первый год пытаются РЖД возить больше дорогих грузов (нефти, металлургической продукции) и меньше дешевых (угля и проч.). "В этом году проблема (ухудшения структуры грузов) может быть решена за счет увеличения объема перевозки грузов", – надеялся гендиректор РЖД Олег Белозёров в мае 2017 г. Так и вышло – РЖД перевезли на 3,2% грузов больше, чем год назад, – 1,26 млрд тонн. Грузооборот вырос на 6,4% до 2491,4 млрд тонно-километров. Об операционных результатах 2017 г. монополия отчиталась во вторник. За 2016 г. рост составил всего 0,6%.
Основной прирост обеспечили перевозки угля – 358,5 млн тонн (+9,1%), его РЖД традиционно возят больше всего. Перевозки нефти и нефтепродуктов (второе место в структуре) сократились на 0,2% до 235,5 млн тонн, перевозки черных металлов (пятое место) увеличились на 2,8% до 73 млн тонн, удобрения (шестое место) показали рост 6,8% до 57,1 млн тонн. "Ситуация в 2017 г. была очень благоприятной для экспорта угля: мировые цены на коксующийся уголь достигали $280-300 за тонну, хотя большую часть года держались на уровне $190-200 за тонну, энергетический уголь стоил $85-90 за тонну. Для сравнения: до начала роста цен в 2016 г. коксующийся уголь стоил ниже $100 за тонну, цена энергетического опускалась до $45 за тонну", – говорит аналитик АКРА Максим Худалов.
"Росту погрузки помог в целом рост промышленного производства. Перевозки по железной дороге являются одним из индикаторов состояния промышленности", – отмечает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. В январе-ноябре 2017 г. промпроизводство выросло на 1,2%, по данным Росстата.
Уголь – самый низкомаржинальный вид груза, нефть/нефтепродукты и черные металлы – самые доходные, в среднем они приносят РЖД соответственно в 4,16 и 4,5 раза больше дохода на тонно-километр, чем уголь, говорит Бурмистров. Перевозки удобрений примерно в 2,5 раза доходнее угля. Уголь относится к социальным грузам, перевозится по сниженным расценкам, в год примерно 14 млн тонн угля перевозится в убыток, говорил Белозёров.
"Компания добилась существенного роста погрузки благодаря клиентоориентированности, гибкой тарифной политике и развитию транспортно-логистических компетенций", – доволен представитель РЖД. Используя данную правительством возможность предоставлять скидки на перевозку определенных видов груза или устанавливать надбавки к базовому тарифу, РЖД приняли 47 решений, например для повышения доступности экспортных рынков для регионов, отдаленных от морских портов, в конце сентября была предоставлена скидка на перевозку зерна из ряда областей Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Зерна РЖД перевезли на 16,4% больше, чем в 2016 г., – 22,1 млн тонн. Динамичный рост также показали перевозки грузов в контейнерах (относятся к высокомаржинальным), подчеркивает представитель РЖД.
РЖД продемонстрировали хороший результат, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, а падение перевозок нефтяных грузов не стало сюрпризом и, скорее всего, продолжится: нефть все активнее транспортируется по нефтепроводам, а российские НПЗ постепенно модернизируются и снижают выпуск мазута, который в первую очередь и перевозится по железной дороге. Показатели очень позитивные, особенно по черным металлам, а по нефтеналивным грузам практически удалось избежать спада благодаря агрессивным тарифным скидкам, согласен Бурмистров. Финансовый план и инвестпрограмма РЖД на 2017 г. были сформированы исходя из прогноза роста погрузки менее 1%, напоминает эксперт, прогноз был пересмотрен на более адекватный только летом.
Белозёров в интервью "Коммерсанту" рассчитывал, что рост погрузки в 2017 г. поможет компании избежать выпадающих доходов, которые годом ранее из-за изменения структуры грузов оценивались в 91,8 млрд руб. Чтобы решить проблему перекрестного субсидирования более дорогих грузов более дешевыми, Белозёров предлагал в обмен на рост тарифа на перевозку угля гарантировать вложение полученных средств в модернизацию конкретных направлений или ввести механизм take-or-pay. Но пока решений об этом не принято.
В 2015 г. погрузка на сети РЖД сократилась на 1%. Монополия поставила задачу повышать ориентированность на клиента и возвращать грузы на железную дорогу с альтернативных видов транспорта – в этом, несмотря на дефицит полувагонов и фитинговых платформ, достигнуты успехи, продолжает Бурмистров.
РЖД стараются снять инфраструктурные ограничения, с каждым годом снижают дисконт в сравнении с автомобильным транспортом, поэтому загрузка в целом по сети будет расти, этому также поспособствует рекордный урожай зерновых в 2017 г., считает Юминов. Но перевозка нефтеналивных грузов в этом году сократится не менее чем на 2%, прогнозирует Бурмистров: из-за запуска нефтепродуктопровода "Юг", роста прокачки нефтепродуктов по трубопроводам, сокращения выпуска мазута.
Финансовым планом РЖД на 2018 г. предусмотрен рост погрузки на 1,8%, говорит представитель монополии.
Оригинал публикации на сайте пресс-центра «РЖД»
назад
|