:: Главная » Новости Ж/Д »  

ОАО РЖД ИЩЕТ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ ЭКСПОРТА УГЛЯ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1330

"Магистр-Контроль", версия 922

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1320

"Магистраль", версия 374

"Магистр-Информ", версия 1190

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1557

"Мастер СВХ", версия 322

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

11 апреля 2019


ОАО РЖД ищет альтернативные пути экспорта угля



Попытки ОАО РЖД разгрузить популярные восточные направления экспорта начали давать первые плоды. Как выяснил “Ъ”, российский уголь начал вывозиться через Финляндию, маршрут может обеспечить экспорт около 2,5 млн тонн в год. Такой же объем уже через год будет способен обслужить Калининград, уголь в Турцию железнодорожники предлагают отправлять через Грузию. Однако грузоотправители неоднозначно оценивают перспективы новых маршрутов, а эксперты отмечают снижение привлекательности угольного рынка Европы.


Как рассказал “Ъ” заместитель гендиректора ОАО РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, российский уголь начал активно экспортироваться через порты Финляндии. Если в 2017 году туда было перевезено всего 200 тыс. тонн угля, то в 2018 году уже около 700 тыс. тонн, «а на 2019 год потребность составляет 2,5 млн тонн». Финское направление пробуют многие российские грузоотправители, утверждает топ-менеджер, а портовая инфраструктура страны готовится к тому, чтобы «осуществлять высокоэкологичную перевалку этих грузов» (см. интервью). Алексей Шило добавил, что железные дороги двух стран эффективно взаимодействуют и уже в этом году планируется запустить систему, когда через электронную торговую площадку (ЭТП ГП) ОАО РЖД можно будет загрузить российские вагоны в Финляндии, чтобы они не возвращались порожняком.

Финляндия — одно из не слишком популярных направлений, на которые ОАО РЖД пытается переключить экспортные грузопотоки с перегруженных путей к экспортным портам Дальнего Востока, Юга и Северо-Запада. В конце прошлого года монополия объявила грузоотправителям, что пропускная способность инфраструктуры в этом году позволит обеспечить рост погрузки угля по этим направлениям только на 1,2%, 1,5% и 1,9% соответственно, поэтому участникам рынка нужно искать другие маршруты экспорта (см. “Ъ” от 23 января).

Кроме Финляндии это, например, Калининград и порты Грузии. На Калининград, говорит господин Шило, в 2018 году поставили 500 тыс. тонн угля, а в 2020 году на терминалах ОАО РЖД можно будет переваливать уже 2,5 млн тонн. Также развивается экспорт через сухопутные погранпереходы в Турцию, где уже идут небольшие поставки (15 тыс. тонн в месяц) в адрес грузинских портов, чему «способствуют тарифные условия, которые предоставили азербайджанские и грузинские железные дороги». В Грузинских железных дорогах “Ъ” сообщили, что уголь в направлении грузинских портов транзитно перевозится с осени 2018 года, а источник, близкий к компании, уточнил, что речь идет об угле «Сибантрацита» Дмитрия Босова.

В «Сибантраците» отказались от комментариев, в «Мечеле» сообщили, что через Финляндию уголь не поставляют. Зато экспорт через страну с 2019 года подтвердили в Evraz: «Это перспективно для диверсификации направлений поставок». В то же время в Кузбасской топливной компании считают поставки в финском направлении «нецелесообразными» с учетом низкой маржинальности угля марки Д и расходов по доставке. Остальные угольщики не ответили на запрос “Ъ”.

Также, по словам господина Шило, для разгрузки классических экспортных направлений ОАО РЖД переориентирует с них уголь сопредельных государств. Так, монополия предоставила скидку в 50% грузоотправителям Казахстана при поставке угля в Прибалтику, чтобы на порты РФ шел уголь российских грузоотправителей. С сентября 2018 года до конца этого в прибалтийском направлении уйдет 600–700 тыс. тонн казахстанского угля. Для российских грузоотправителей скидка не была бы так привлекательна, поскольку транзитные ставки гораздо выше.

Однако эксперты полагают, что ОАО РЖД немного опоздало с диверсификацией экспорта. По мнению Максима Худалова из АКРА, открытие финского направления было бы актуально год назад. Сегодня, поясняет эксперт, уголь на европейском направлении «значительно просел» из-за снижения цен на газ и дальнейшая рентабельность этих поставок зависит от цены в контрактах: если речь идет о FOB Ньюкасл, например, то сегодня это $82–86 за тонну, тогда как цена Роттердама, даже CIF, не превышает лишь $55. Есть надежда, что цены на уголь в Европе вернутся к росту вслед за нефтью и с некоторым лагом за газом, отмечает Максим Худалов. Но, подчеркивает он, может произойти и обратное, особенно с учетом предположений, что американцы массово возвращаются на европейский угольный рынок. Если ОАО РЖД не будут давать серьезных преференций на новых направлениях, полагает эксперт, финский маршрут может утратить привлекательность.




Оригинал публикации на сайте «Газета Коммерсантъ»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024