:: Главная » Новости ВЭД »  

МАРКИРОВКА ЕАС КАК ЯБЛОКО РАЗДОРА МЕЖДУ ДЕКЛАРАНТАМИ И ТАМОЖНЕЙ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 


Расширенный поиск...     

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Декларант", версия 1130

"Мастер-Ориентир", версия 111

"Магистр-Контроль", версия 672

"Магистр-Информ", версия 871

"Справочно-информационная система декларанта", версия 0999

"Магистр-Эксперт", версия 363

"Программа САО ГТД", версия 1042

"Мастер СВХ", версия 242

"Магистраль", версия 0997

"Диспетчер ТС", версия 371

"Мастер Сделок", версия 84

"Магистр Отчётов", версия 77

 

все последние версии 

 

13 октября 2017


Маркировка ЕАС как яблоко раздора между декларантами и таможней



Маркировка импортируемых товаров, в частности, значком EAC (единый знак обращения продукции) давно стала яблоком раздора между таможней и декларантами. Таможня намертво стоит на том, что наклейка ЕАС должна быть нанесена на продукцию ещё до ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Большая доля импортеров с таким подходом не согласна и приводит вполне логичные доводы. Мы попросили юристов разобрать, кто прав, кто – не совсем, и правомерно ли таможня отказывает в выпуске на основании отсутствия маркировки ЕАС, но при наличии необходимых документов.

Декларанты утверждают: во-первых, декларация соответствия сама по себе свидетельствует о том, что продукт прошёл необходимую экспертизу. Во-вторых, не все производители (а по задумке таможни, именно производитель должен маркировать свою продукцию) клеят эти самые стикеры, некоторые даже не понимают, зачем это нужно. «Например, американские поставщики ответили нам на очередную просьбу по нанесению маркировки,  мол, это ваши российские законы и разбирайтесь с этим сами, мы не обязаны соблюдать ваши законы. Не хотите, не покупайте. Занавес», − рассказывает представитель одной транспортно-логистической компании.

В-третьих, наконец, банально, декларанты утверждают, что процесс маркирования за рубежом обходится дороже, чем если бы это можно было сделать на складе здесь.

Сейчас практика такова, что таможня может принимать решение об отказе в выпуске товара, если маркировка не нанесена, и рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП России (за представление недействительных документов, послужившее основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений).

«Я выступаю за то, чтобы в трактовке законодательства устранили пробел, − говорит юрист Михаил Шавернев, эксперт компании «FreeВЭД». − В ЕАЭС есть техническое регулирование. Т.е. на некоторые товары необходимо подтверждать соответствие техническому регламенту союза. Когда с созданием Таможенного союза начинали постепенно приниматься техрегламенты, каждый из них содержал понятие «выпуск в обращение». В отношении каждого вида товаров в этих техрегламентах было определено, какой момент считается моментом выпуска в обращение. Именно к моменту выпуска в обращение привязывалась обязанность производителя или того, кто товар реализует, наносить маркировку.

Например, до сих пор существует технический регламент, например, на пищевую продукцию, где написано, что выпуск в обращение – это реализация потребителю или покупателю.

Но потом, после того, как ряд технических регламентов вступил в силу, появился договор о ЕАЭС, а к нему – приложение, посвященное мерам технического регулирования. Этим приложением фактически уравниваются понятия выпуск в обращение и выпуск для внутреннего потребления. По сути, процедура подачи таможенной декларации уже выпуск в обращение.

Таможня пошла дальше и заняла такую позицию: на момент ввоза товар уже должен быть промаркирован. Она всегда берет самый жесткий вариант, она хочет читать только договор о ЕАЭС, но она никак не объясняет, почему нормы договора ЕАЭС имеют приоритет над техническим регламентом Таможенного союза, который в принципе введен в действие также решением комиссии.

Я основываю свою позицию на
письме Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии о маркировке. В нем говорится, что наклейка ЕАС не нужна на момент ввоза. Для чего нужна маркировка, если товар ещё никто в руках не держал? Есть коробка с соком. С маркировкой или без она не представляет ни для кого опасности. Потребитель пострадает, если ему продадут некачественный товар. Пока он этого не сделает, говорить о том, что он пострадает, невозможно.

А вот этот контроль на границе – есть у вас маркировка, нет маркировки – не совсем правильная. Я читаю так: нельзя выпускать товары, в отношении которых не проводились процедуры соответствия. Задача таможни выяснить, проводились в отношении товара процедуры соответствия или нет. Выяснять, хороший товар или плохой, не является задачей таможни.

Таможня говорит: «Мы хотим идентифицировать товар. Мы для чего маркировку проверяем? Проверяем тот ли это товар, в отношении которого вы заявили сведения из декларации соответствия. Если вы говорите, что ваш товар хороший и что вам предоставили декларацию соответствия, то значит, ваш товар соответствует техрегламенту, в том числе и в части маркировки. В том числе и по значку ЕАС. А тут у вас другой товар лежит, если нет нужного значка».

Но как же он не тот, если коносаменту тот, по инвойсу тот, по маркировке на английском – тот? Представьте, не было бы досмотра. Вы бы смогли идентифицировать этот товар? Взяли бы декларацию соответствия, посмотрели бы производителя, заглянули в мой контракт, увидели бы, что производителя именно этот, декларация соответствия – на этот товар. Вы бы смогли соотнести, что товар относится к этой декларации соответствия. То, чем занимается таможня, это проверка на соответствие техрегламенту, а только постановлением правительства назначаются органы, уполномоченные это проверять. И таможни там нет».

Алексей Карчемов, старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», добавляет:

«Ни участники ВЭД, ни таможенные органы не ставят под сомнение обязательность маркировки продукции в соответствии с требованиями применимых технических регламентов. Однако горячие дискуссии вызывает вопрос о том, какие меры могут быть приняты таможенными органами в случае отсутствия такой маркировки на момент таможенного оформления, и могут ли таможенные органы отказать в выпуске товаров исключительно на этом основании.

С позиции таможенных органов в отношении товаров, на которых отсутствует предусмотренная техническими регламентами маркировка, не соблюдаются установленные запреты и ограничения, и, соответственно, такие товары не могут быть выпущены. Участники ВЭД, напротив, считают подобный отказ в выпуске необоснованным, отмечая, что контрольные полномочия таможни ограничены исключительно проверкой декларации или сертификата соответствия, а также релевантной идентификацией фактически ввезенных товаров.

Положениями ТК ТС на таможенные органы возлагается задача по обеспечению соблюдения установленных мер технического регулирования в отношении импортируемых товаров, а на декларантов − обязанность подтверждения их соблюдения. Однако применимыми актами не конкретизируется содержание контрольных полномочий таможенных органов в данном контексте.

Разногласия еще более усугубляются в виду различного наполнения техническими регламентами категории выпуска продукции в обращение.

Судебная практика в свою очередь, хотя и является противоречивой, все же имеет тенденцию к поддержке подхода таможенных органов. В частности, основной акцент делается на том, что продукция до выпуска в обращение должна соответствовать всем обязательным требованиям, в том числе установленным требованиям к ее маркировке.

Принимая во внимание, что обе позиции находят свое обоснование в нормах таможенного законодательства, обеспечение предсказуемости регулирования требует проработки сбалансированного механизма устранения возникших противоречий».


 

Оригинал публикации на сайте ИА «ПРОВЭД»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © Сигма-Софт, Санкт-Петербург 1992-2017