21 марта 2023
На Южно-Уральской магистрали 16 и 17 марта прошёл Совет главных инженеров ОАО «РЖД»
На Южно-Уральской магистрали 16 и 17 марта прошёл Совет главных инженеров компании. Подобные мероприятия проводятся с 2005 года и стали традиционными. В этом году, после трёхлетнего перерыва, связанного с пандемией COVID-19, в Челябинске собрались 80 специалистов самого высокого уровня – главные инженеры дорог и центральных дирекций, представители технических департаментов, проектно-конструкторских бюро и учёные из ВНИИЖТ, НИИАСа и ВНИКТИ.
Совет был посвящён внедрению перспективных технологий. Главной темой обсуждения стала цифровизация железнодорожных станций. Сегодня это одна из важнейших задач ОАО «РЖД». Она и определила выбор места встречи – на примере работы одной из самых крупных и современных станций Челябинск-Главный можно увидеть, как на практике реализуется проект «Цифровая железнодорожная станция» (ЦЖС). С точки зрения цифровизации сортировочного и перевозочного процессов, перерабатывающих способностей она по праву считается одним из лидеров сети.
По словам начальника ЮУЖД Игоря Рязанова, в своё время магистраль одной из первых в компании внедрила в промышленную эксплуатацию АПК «Эльбрус» и АСУ «Полигон», по сути, дав старт реализации проекта ЦЖС.
– Цифровизация любого производственного процесса позволяет выявлять те узкие места, устранив которые можно повысить его эффективность, – подчеркнул главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов. – Это не говорит о том, что человеческий ресурс будет исключён. Но там, где возможно, это нужно делать – в первую очередь чтобы вывести наших работников из опасных зон, из рутинного режима труда. За последний год была определена конечная цель проекта ЦЖС – это станция-робот. Человек же должен выполнять минимальные функции и только при чрезвычайных ситуациях. Чтобы двигаться к реализации этого проекта, развивать отрасль, нужно разрабатывать общее понимание, единую последовательную инженерную мысль.
В настоящее время концепция цифровой железнодорожной станции состоит из 24 модулей, разделённых на два больших блока – программное обеспечение и инфраструктурные модули. В конечном итоге управлять работой объекта будет его цифровой двойник, а вся низовая автоматика, уже разработанная и внедряемая в перспективе, будет увязана в одну систему программным обеспечением. Техническая оснащённость станции Челябинск-Главный и накопленный опыт позволяют специалистам говорить о том, что в дальнейшем проект будет реализован на 100%. При этом отдельные практики уже сегодня можно тиражировать по сети дорог.
– Говорить об экономической эффективности пока рано, – добавил Анатолий Храмцов. – Результат будет виден тогда, когда мы получим несколько цифровых железнодорожных станций на одном замкнутом полигоне грузопотока.
Участники совета побывали и на самой станции Челябинск-Главный. Руководители ознакомились с работой чётной сортировочной горки. За последние несколько лет здесь внедрили целый ряд модулей, на примере которых можно увидеть принцип работы ЦЖС в будущем. Среди них – средства контроля передвижения вагонов и локомотивов в реальном режиме времени, автоматизированные заградительные устройства на путях сортировочного парка, пост автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на подходах к станции, мобильные рабочие места у оперативного персонала, модуль планирования и модуль контроля исполнения. На базе маневровой автоматической локомотивной сигнализации была опробована беспилотная технология управления маневровым локомотивом. А сортировочная горка уже работает без участия машиниста. Всё это позволяет резко повысить уровень безопасности движения и практически полностью исключить влияние человека.
– Нам удалось по-хорошему удивить коллег, – отметил главный инженер ЮУЖД Валерий Яковлев. – Одно дело – слушать доклады о новшествах, приборах и технологиях; и совсем другое – увидеть своими глазами процесс роспуска вагонов без участия человека. Самые последние технологические модули были внедрены два года назад, но мы уже готовы делиться опытом эксплуатации. Когда Южно-Уральская магистраль начинала внедрять элементы цифровой станции в разных хозяйствах, стало ясно, что необходимо увязывать всю автоматику в единую автоматизированную систему. Ведь только тогда всё это будет эффективно работать. И сегодня мы этот процесс по большей части завершили.
Оригинал публикации на сайте «Gudok.ru»
назад
|