:: Главная » Новости Ж/Д »  

РЕГУЛЯТОР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1336

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1326

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

10 июня 2015


Регулятор естественных монополий



В правительстве не планируют создавать специальный орган для контроля естественных монополий (ЕМ) – его функции готово взять на себя Минэкономразвития, сообщил вчера глава ведомства Алексей Улюкаев. Контроль естественных монополий остается постоянной головной болью правительства, которое сталкивается с лоббистскими запросами об увеличении тарифов или о дополнительном бюджетном финансировании. Предыдущие реформы ЕМ оказались не вполне удачными. И теперь в правительстве размышляют о новых реформах или об изменении политики в отношении монополий.


«Почему должен создаваться новый орган, существующих вполне достаточно. Имеется в виду, что Минэкономразвития могло бы играть более явную роль в этом направлении как нормоустанавливающая организация», – сказал он вчера, отвечая на вопрос о предложениях ведомства создать единый регулятор естественных монополий. Федеральная служба тарифов (ФСТ), по его словам, вполне может сохраниться и играть «нормоприменяемую» роль. Улюкаев подчеркнул, что речь идет не об упразднении, объединении или создании новых структур, а о необходимости повышать уровень взаимодействия различных федеральных ведомств. Напомним, речь идет о недавнем предложении МЭР создать единый регулятор естественных монополий. Как ранее сообщал Интерфакс, соответствующее предложение было направлено из министерства в правительство РФ на имя премьер-министра Дмитрия Медведева.

«Что касается модели функционирования органов регулирования естественных монополий и повышения их ответственности, считаем целесообразным рассмотреть возможность создания единого регулятора. В этом случае регуляторные функции в отношении инфраструктурных отраслей могут быть выведены из-под компетенции отраслевых министерств и соответствующих служб (ФАС России и ФСТ России. – «НГ») и переданы вышеуказанному регулятору», – цитировал ранее Интерфакс заявления своего анонимного источника. По его словам, «ключевая особенность модели состоит в максимальной открытости регулирования и учете в рамках единого окна обратной связи от участников рынка для оценки эффективности и корректировки реализуемой политики».

О необходимости создания такого единого окна рассказал вчера на пресс-конференции Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) и директор департамента госрегулирования тарифов МЭР Ярослав Мандрон. «Создание одного окна в будущем в первую очередь позволило бы лучше понять, где система дает сбой», – считает он. Правильным инструментарием для решения проблем ЕМ могло бы стать подобие госплана, считает начальник управления регулирования транспорта ФСТ Владимир Варгунин.

Новый регулятор естественных монополий должен двигаться в сторону независимости, полагает замгендиректора по связям с госорганами компании «Базовый элемент» Вадим Гераскин. «Регулятор должен быть независимым. Например, в США такая структура напрямую подчиняется сенату», – говорит он. Предлагаемый ФТС «госплан» также может быть эффективным.

При этом экономисты весьма критически оценивают результаты реформ ЕМ, которые были начаты в стране еще в 2002 году. Либерализация и развитие конкурентных начал стали лейтмотивом и главным обоснованием прошлых реформ. Но ожидаемые эффекты в виде роста экономической эффективности, снижения управленческой нагрузки и улучшения положения потребителей либо не были достигнуты в полной мере, либо не достигнуты вовсе. Такой вывод опубликовал ИПЕМ в представленном вчера меморандуме.

На месте одной общенациональной естественной монополии, как правило, возникает множество локальных, менее подконтрольных и прозрачных. Декларируемое ограничение роста тарифов ЕМ фактически почти не облегчало положение потребителей, замечает гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян.

Так, ограничение роста тарифов РЖД не привело к ограничению роста транспортных расходов грузовладельцев. Причина подобных неудач в реформах ЕМ – ошибочное целеполагание, неверные прогнозы практических последствий модели реформирования и конкретных управленческих решений.

Сегодня в реформировании нуждается уже и сам подход к естественным монополиям, уверен Юрий Саакян. «Государство до сих пор не определило, чего оно хочет от естественных монополий в первую очередь: зарабатывания прибыли для своих акционеров или выполнения социальных, стратегических или иных задач. Что такое естественная монополия – это все-таки бизнес или «собес»?» – задался вчера вопросом глава ИПЕМ. Другая проблема подобных компаний, по его словам, отсутствие долгосрочной политики в отношении естественных монополий. «В частности, вопросы тарифного регулирования для них зачастую решаются в ручном режиме», – отметил Саакян.

«Оценить результаты реформ на фоне продолжающегося кризиса, в том числе и кризиса энергетической отрасли, было бы не вполне корректно», – говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. «Тем не менее можно констатировать, что отрасль по-прежнему находится в упадке, электроэнергетические компании вынуждены из-за нехватки ресурсов урезать свои инвестиционные программы. К тому же интерес инвесторов представляют лишь генерирующие компании, в остальном же отрасль находится в непростой ситуации», – поясняет эксперт. Поэтому вопрос о подходе к реформированию в нынешней ситуации далеко не первостепенный, замечает он.

Между тем многие экономисты напоминают и о позитивных результатах реформ ЕМ. Реструктуризация помогла привлечь в отрасль значительные частные инвестиции, уточняет директор Центра экономики электроэнергетики Академии народного хозяйства и госсужбы (РАНХиГС) Борис Файн.

В ближайшие годы ситуация вокруг ЕМ существенным образом не изменится, считают некоторые эксперты. «Новых реформ естественных монополий сейчас не последует. Демонополизация и либерализация рынков в основном завершились. Возможны отдельные шаги в будущем, никак не влияющие на положение отдельных компаний», – уверен начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.


Оригинал публикации на сайте «Независимой газеты»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024