05 февраля 2016
Китай-Иран
Завтра днем казахстанскую границу пересечет первый демонстрационный грузовой поезд сообщением Китай-Иран. Он уже отправился со станции Иву в Поднебесной и сейчас еще находится на территории соседней страны.
В Казахстане он проедет через станции Достык-Актогай в Восточно-Казахстанской, Мойынты-Жарык в Карагандинской, Шалкар-Бейнеу в Актюбинской и Мангышлак-Болашак в Мангистауской областях. После поезд пересечет границу Туркменистана, а оттуда уже отправится в конечный пункт назначения - Тегеран. Как нам стало известно, что состав везет товары народного потребления.
Без преувеличений - историческое событие. Президенты трех стран Казахстана, Ирана и Туркменистана открывают международную железнодорожную магистраль Узень - Берекет - Горган. Переоценить значимость этого события для нашей страны сложно.
По сути, Казахстан, окруженный сушей на многие сотни километров, сделал невозможное и получил выход в мировой океан через Персидский залив. Не менее значимые транзитные коридоры идут из Китая. Заходя в восточные ворота Хоргоса и через весь Казахстан, товары из Поднебесной направляются в Россию, а затем и в страны старого света.
Через станцию Достык можно практическим прямым маршрутом выйти к Каспийскому морю, а это рынки Кавказа и Турции. Через Сарыагаш традиционно страны Центральной Азии попадали на рынки России. Ну, если маршрут транзитных товаров лежит через столицу Казахстана, то ближайший выход к границам северного соседа, а затем уже и на весь мир через станцию Пресногорьковскую. Казахстан становится настоящим хабом транзитных перевозок самых авторитетных стран мира.
Глава казахстанской транспортно-логистической компании рассказывает, что наши соседи понимают, что через Казахстан перевозить свои товары намного быстрее, тем более республика делает для этого все возможное.
Санжар Елюбаев, президент АО «KTZ Express»
- Суверенный Казахстан за все время своего развития и суверенитета построил больше железных дорог, чем все страны бывшего советского союза в совокупности, включая и Российскую федерацию. Что касается конкуренции с морским видом транспорта, то если посмотреть статистику железнодорожным транспортом из Китая в Европу и обратно доставляются грузы быстрее в 2 раза по сравнению с морским транспортом.
Асхат Ниязов, корреспондент
- Если груз идет транзитом, например, через Астану, то храниться он будет в этом новом транспортно-логистическом центре. Этот терминал был введен в эксплуатацию буквально в прошлом году и его вместимость составляет 4 тысячи контейнеров. Храниться на складах логистического центра общей площадью 13 тысяч квадратных метров может любая продукция, здесь есть и холодильные и морозильные камеры.
В этом году подобный комплекс появится и в Шымкенте, а в рамках программы «Нұрлы жол» до 2020 года транспортно-логистические центры построят вдоль основных транспортных коридоров по всей стране. Ведь помимо географического положения и железнодорожных путей нужна еще и инфраструктура. Все затраты должны окупится с лихвой.
Санжар Елюбаев, президент АО «KTZ Express»
- Транзит всегда являлся прибыльной статьей доходов, если в структуре перевозок он занимал не более 10 процентов в целом железнодорожных, то в структуре доходов он занимает более 25 процентов. То есть для каждой страны транзитные перевозки являются очень выгодным. Если мы посмотрим на транзитную политику тех же Дубаев, свободно-экономическую зону Дже Бел Али, то сейчас их ВВП от доли транзитных перевозок составляет более 35 процентов.
С самых давних времен казахстанские земли были частью Великого Шелкового пути, и, как можно видеть, сегодня делается все для его возрождения.
Оригинал публикации на сайте агентства«Хабар»
назад
|