:: Главная » Новости Ж/Д »  

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1336

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1326

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

25 июня 2016


Антимонопольный контроль



На минувшей неделе ФАС России заподозрила сразу девять российских стивидорных компаний в установлении монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров, зерна, нефти и минеральных удобрений. Чуть ранее служба провела исследование рынка услуг по погрузочно-разгрузочным работам в морских портах в период с 2013 по 2015 год. И оно показало: после того как ФСТ России решила отменить регулирование цен, тарифы на услуги стивидоров в российских портах выросли в среднем в 2,5 раза, а по отдельным позициям – и того больше.


Возможен ли возврат к системе антимонопольного ценового регулирования?
«Перевозка грузов на экспорт – это комплексная услуга, в которой задействована железнодорожная инфраструктура, операторы подвижного состава и стивидоры. Недобросовестные действия со стороны любого из участников этого процесса приводят к сокращению объемов экспорта и негативным последствиям по всей цепочке производства экспортируемых товаров», – не преминули напомнить в ФАС, где в последнее время все чаще и чаще лоббируются идеи едва ли не тотального тарифного регулирования.

С учетом обнаруженных признаков нарушения антимонопольного законодательства были возбуждены дела против следующих субъектов: АО «Мурманский морской торговый порт», АО «Новороссийский морской торговый порт», АО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», ЗАО «Агросфера», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Восточная стивидорная компания», ООО «Приморский торговый порт» и ПАО «Туапсинский морской торговый порт». Это грозит стивидорам наложением административного штрафа в размере от 1 до 15% от суммы выручки. А в довесок к нему, что самое неприятное, может прилагаться еще и возврат к системе антимонопольного ценового регулирования, отмененного в 2013 году. Правда, аналитики в своих прогнозах не столь пессимистичны.

«Вряд ли ФАС России вернется к вопросу регулирования цен, – считает директор по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин. – Это во многом политический жест, как было в случае с попытками оказать давление на деятельность контейнерных линий, портов и терминалов. Регулировать тарифы неэффективно, соответственно, такие меры попросту бессмысленны. Скажу даже больше: общий тренд в стране – запрещать и регулировать. Куда важнее развивать конкуренцию, предлагать альтернативу, нежели прибегать к популистским мерам. Если же ограничивать стивидоров в тарифах, то их услуги станут только хуже».

Цена в рублях – подарок для иностранцев
К слову, в большинстве случаев рост цен наблюдался в иностранной валюте. Как следствие, стивидорам были направлены еще и предупреждения о необходимости устанавливать тарифы на свои услуги в российских рублях. В то же время в пресс-службе UCL Holding, куда входят две из девяти упомянутых компаний (Контейнерный терминал Санкт-Петербург и Туапсинский морской торговый порт), нам рассказали, что никаких уведомлений от ФАС России пока что не получали и не до конца понимают суть претензий, поэтому от комментариев отказались.

«Все девять компаний, подозреваемых в установлении монопольно высоких цен, оказывают услуги по перевалке грузов на экспорт, и их тарифы, номинированные в зарубежной валюте, не так резали глаз антимонопольному ведомству. Да и Минтранс и ФСТ поддерживали за ними право на сохранение валютных тарифов, – отмечает эксперт-аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Калачев. – Только после обвала рубля эти тарифы оказались сильно завышенными, что и привлекло внимание ФАС. Если будет принято решение вернуться к ценовому регулированию, то пользователи услуг по перевалке грузов, конечно, выиграют, по крайней мере в первое время. Особенно это будет выгодно иностранным компаниям, что, впрочем, может иметь и положительный эффект в виде роста товаропотока».

А вот сами стивидоры с большой вероятностью потеряют значительную часть доходов. Для наглядного примера эксперты ИХ «Финам» привели консолидированную отчетность АО «Новороссийский морской торговый порт», рассчитанную в рублях. Так, в 2015 году выручка НМТП увеличилась на 47% (тарифы в валюте), при этом себестоимость практически не изменилась, в результате чего валовая прибыль в рублях выросла почти на 75%. Но картина кардинально меняется, если посмотреть отчет, посчитанный в валюте: выручка снизилась на 8,21%, себестоимость уменьшилась на 36,75% (ведь затраты в основном производились в рублях), валовая прибыль выросла всего на 9,71%. И если бы расценки были исключительно в российских денежных единицах, результаты были бы гораздо хуже.

«Это как раз тот момент, из-за которого проигрывает наш «Росморпорт», – резюмирует А. Головизнин. – Ставки портовых сборов закреплены в рублях, в том числе и с иностранных судовладельцев, которые, заходя в российский порт, платят, соответственно, гораздо меньше. И лично мне непонятно, почему иностранный судовладелец должен серьезно выигрывать от падения курса российской национальной валюты и получать от нас такой подарок».

«Думаю, если ценовое регулирование ФАС все же будет введено, то уже через непродолжительное время после этого начнется торг каждой компании с антимонопольным ведомством за повышение расценок, – добавляет А. Калачев. – Стивидорам тоже нужны средства на развитие, и эффект от снижения тарифов постепенно будет нивелирован».

Вообще же эксперты пока сходятся во мнении, что для стивидорных компаний все ограничится только штрафом, а то и вовсе краткосрочными разбирательствами с требованием дать подробные обоснования на бумаге. Но полностью отрицать вероятность возврата к ценовому регулированию стивидорных услуг, которое, на их взгляд, является бессмысленной мерой, все же не рискуют.

Напоследок добавим, что в первой половине 2014 года Санкт-Петербургское УФАС уже возбуждало дела в отношении стивидоров. Тогда компания «Петролеспорт», Первый контейнерный терминал и Контейнерный терминал Санкт-Петербург были заподозрены в том, что установили экономически необоснованные, по мнению антимонопольщиков, цены на перемещение грузов. Однако в начале 2015-го дела прекратили в связи с отсутствием нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией Санкт-Петербургского УФАС действиях. Поэтому не исключена вероятность, что и в этот раз все завершится схожим образом.



Оригинал публикации на сайте журнала «РЖД-Партнёр»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024