:: Главная » Новости Ж/Д »  

РЫНОК НЕГАТИВНО ОТРЕАГИРОВАЛ НА ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ФАС РЕФОРМЫ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Информ", версия 1198

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1338

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1328

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1567

"Магистр-Контроль", версия 927

"Магистраль", версия 381

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

17 августа 2017


Рынок негативно отреагировал на предложенные ФАС реформы



Совет потребителей ОАО «РЖД» в целом отрицательно оценил предложения ФАС, направленные на кардинальные изменения в системе госрегулировании тарифов железных дорог. Предложения эти были оформлены как проект постановления правительства РФ, вносящий изменения в известное решение кабмина от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок».


Собственно, подобной реакции отраслевого сообщества следовало ожидать. Во-первых, любая реформа в столь чувствительной области, как формирование тарифов, чревата дестабилизацией и порождает определенную настороженность. Игроки рынка приспособились к действующим правилам игры, и перспектива приспосабливаться к другим не вызывает энтузиазма. К тому же в настоящее время ведется обсуждение нового Прейскуранта № 10-01, который определяет методику расчета тарифов и скидок.

В приоритете априори должен быть новый прейскурант, а никак не отдельные скидки, предоставляемые сверху дополнительными постановлениями. Ведь преференции от РЖД получит узкий круг игроков, которых эти скидки поставят в исключительное положение, позволяющее им занимать доминирующее положение на рынке. В этих условиях обсуждения нового прейскуранта инициатива ФАС представляется нелогичной и несвоевременной.

Антимонопольное ведомство также предложило предоставить «РЖД» право в рамках тарифного коридора вводить долгосрочные понижающие коэффициенты к тарифу до десяти лет. Казалось бы, это благо для игроков рынка – данное предложение явно нацелено на обеспечение большей стабильности и прогнозируемости. Однако экономическая конъюнктура изменяется так быстро, что фиксация тарифов на 10 лет может стать самоубийственной для бюджета РЖД. Скорее всего, монополия будет компенсировать убытки от предоставления скидок за счет других перевозчиков. Как это сегодня происходит: убытки от перевозимого на экспорт угля, между прочим, более 150 млрд рублей ежегодно, компенсируются из экспортной надбавки, которую платят РЖД металлурги, химики и нефтяники. К примеру, перевозка одной тонны чёрных металлов компенсируют монополии убытки от транспортировки 4,25 тонны угля. А перевозка 1 тонна нефти – убыток от 4,42 тонны угля. Закрепление этой практики на десятилетие не устраивает участников рынка, кроме, пожалуй, угольщиков, которые выступают бенефициарами текущей ситуации.

К тому же, опасения бизнеса усугубляются тем, что предоставление долгосрочных преференций без четких правил и критериев создает дополнительный стимул для создания неконкурентных преимуществ в пользу отдельных структур. Это и есть окно для коррупции или приглашение к ней. Самое время для правоохранительных органов обратить внимание на эти искусственно создаваемые дыры в законодательстве.

В ситуации, когда именно монополия определяет кому, на какой срок, и какую скидку предоставить, предлагаемые ФАС поправки в постановление № 643 создают благоприятную среду для коррупции. При этом проект антимонопольного ведомства не прописывает правила и критерии предоставления скидок или начисления надбавок на того или иного конкретного перевозчика. И здесь, как говориться, кто раньше добежит.

Кроме того, ФАС ратует за сохранение для ОАО РЖД инвестнадбавки в тарифе, к чему опять же негативно относятся предприниматели, которым незачем оплачивать из своего кармана мега-проекты монополии, а также часть правительственных ведомств, в частности, Минэкономики.

Потребители и чиновники не приняли идею ФАС о регулировании цен операторов, входящих в одну группу лиц с организациями, оказывающими услуги перевозки грузов, что подразумевало, прежде всего, ОАО «РЖД» и ее «дочек» - в первую очередь «Федеральную грузовую компанию» (ФГК).

Сайт железнодорожный новостей Vgudok.com рассказал о претензиях участников рынка к планируемым нововведениям. По мнению Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), рынок услуг операторов конкурентный и услуги по предоставлению вагонов не подпадают под госрегулирование. Подобные доводы со стороны потребителя данных услуг выглядят достаточно неожиданно: казалось бы, игрокам рынка должно быть выгодно появление дополнительного рычага воздействия на ценовую политику такого крупного оператора как ФГК. Скорее всего, инициатива ФАС выглядела несколько неуместно на фоне предложенной в июне «Федеральной грузовой компанией» программы скидок «Стабильно дешевле». Тем не менее, идея госрегулирования ФГК заслуживает поддержки, поскольку данный оператор, несомненно, является не равноценным, а доминирующим участником рынка, используя преференции РЖД.

Непроработанной выглядит идея ФАС использовать единый тарифный прейскурант для РЖД и «Железных дорог Якутии». «Данная мера создает недискриминационные (равные) условия для грузоотправителей Якутии», - аргументирует свою позицию ФАС, забывая, что таким образом она ставит в неравные условия всех прочих участников рынка, которые будут вынуждены оплачивать издержки своих якутских коллег.

В целом предложения ФАС носят откровенно промонополистическую позицию, что не могло устроить участников рынка. Так резкий протест вызвало намерение ФАС установить отдельный тариф на услугу по организации движения грузовых поездов по расписанию и распределению ниток графика: по мнению потребителей, это обязанность РЖД, а не отдельная услуга. В целом предложения ФАС носят откровенно «промонополистическую» позицию, что не могло устроить участников рынка.

За поправками ФАС в Постановление № 643 просматриваются очевидные интересы нескольких лоббистских групп. Нефтяные компании хотят получить дешевый доступ к железнодорожной инфраструктуре, что в принципе отвечает интересам РЖД в ее борьбе с трубопроводами. И эту позицию активно поддерживает и проталкивает ФАС. РЖД получает новые инструменты сбора дополнительных средств в виде экспортной, локомотивной, инвестиционной надбавок. Плюс право предоставления скидок до 50% на 10 лет. Для структур «особо приближенных» к железнодорожной монополии принятие подобных поправок означало бы наступление золотой эры «решения вопросов». Отсутствие правил и критериев при отсутствии контроля со стороны государства в лице того же ФАС открывает широкие перспективы для прямых кулуарных договоренностей с РЖД о льготных эксклюзивных условиях на перевозку грузов. Идея госрегулирования ФГК заслуживает поддержки, поскольку данный оператор, несомненно, является не равноценным, а доминирующим участником рынка.

Появлению столь противоречивого документа, несомненно, способствовало то обстоятельство что антимонопольная служба относительно недавно, а именно два года назад приняла на себя обязанности ликвидированной ФСТ по регулированию тарифов и до сих пор испытывает острый дефицит квалифицированных кадров.

Скорее всего, поправки будут приняты, что будет равнозначно скрытой революции или бомбе замедленного действия, заложенной под сложившимися и закреплёнными в десятках нормативных документов правилами.

Понадобится не один год, чтобы привести положения в соответствие друг с другом. А в это время лоббисты и просто «хорошие ребята», приближённые к руководству РЖД и ФАС, сделают солидный гешефт. Будь мы на их месте – не упустили бы свой шанс. В конце концов, не ради этого стоило ли разрабатывать все эти странные поправки?




Оригинал публикации на сайте ИА «REGIONS.RU»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024