:: Главная » Новости ВЭД »  

ТАМОЖЕННЫЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистраль", версия 382

"Магистр-Информ", версия 1198

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1338

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1328

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1567

"Магистр-Контроль", версия 927

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

21 сентября 2010


Таможенные модели для Таможенного Союза



Елин В.А., к.т.н., Председатель совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG)

Часть 1-я. От Сингапура до Америки.

Как известно, на сегодня в мире существуют несколько прогрессивных моделей взаимодействия бизнеса и таможни. Из них наиболее разработанных, апробированных и внедренных моделей взаимодействия бизнеса и таможни, можно выделить три. Это Сингапурская , Шведская и Американская модели взаимодействия, работающие по принципу "Единого окна". По оценкам зарубежный экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту на 20% ВВП экономикам этих государств.

Сингапурская модель. Кратко.

В Сингапуре как всё гениальное просто, там работает система Единого окна. Всё взаимодействие участников ВЭД происходит через уполномоченный государственный орган, и в дальнейшем информация направляется в таможенные органы, ветеринарную и санитарную службы, налоговую и банковскую системы государства. Электронное декларирование работает там на все 100%.

Шведская модель. Кратко.

В Швеции все взаимодействия участников ВЭД происходят немного по- другому, чем в Сингапуре, а именно, через таможенную службу государства. В Швеции, так же организованна система Единого окна. Все сведенья от участников ВЭД консолидируются там через таможенный орган, а затем по необходимости направляются в другие государственные органы, как службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, налоговую и банковскую системы. В Швеции решён вопрос по отправке грузовой таможенной декларации грузоперевозчиком при помощи SMS сообщения.

Американская модель. Кратко не получится.

В Соединенных Штатах Америки взаимодействие бизнеса и таможни принципиально похожи на две предыдущие модели, то есть организованно по системе Единого окна, но со своей спецификой.

Рассмотрим, как у партнеров по перезагрузке за океаном происходит это взаимодействие. Но с начало немного истории.

В 1995 году перед таможней США была поставлена задача по модернизации её системы взаимодействия с бизнесом по следующим направлениям (2):

* создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;

* обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;

* организация единого центра управления финансами таможни;

* ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;

* достижение лидирующей роли США в области международной торговли.

И вот что сегодня представляет таможенная система США. Это практически 100% электронное декларирование, при полном электронном описании товара. Давно решен вопрос на законодательном уровне об одинаковой ответственности по бумажным и электронным декларациям. Но бумажные декларации всё же принимаются таможней США, хотя это сегодня больше архаизм. Примерно 60% товаров в США оформляются на государственной границе США (как сказали бы сейчас в России). И примерно 40 % внешнеторговых грузов очищается внутри страны, по желанию получателей грузов, то есть участников ВЭД. (Для справки, у нас до 90 % участников ВЭД хотят направить для таможенного оформления на границу РФ!). Оформление происходит через таможенных брокеров имеющих соответствующую лицензию. Сам таможенный контроль и принятие решения таможенным органом США производится следующим образом (1):

1. первый и основной уровень таможенного контроля полностью автоматизирован и происходит без вмешательства человека, централизованно;

2. второй уровень вспомогательный и дает возможность детализировать первый уровень контроля по рекомендации местного таможенного органа;

3. процесс основного таможенного контроля заключается в проведении тщательного компьютерного анализа электронной информации по товарам, ввозимым в США;

4. первая селекция по видам грузов происходит с помощью специальной системы компьютерного контроля для сортировки товара на две группы:

* на товары, чувствительные для интересов государства;

* на товары, менее чувствительные для государства;

Критериев для анализа товаров таможенными органами США - 42.

Результатом данного вида контроля может служить принятие одного из следующих решений:

* пропуск товара - это товар, к которому не возникло ни каких вопросов. Обычно в течение года оформляется около 78% таких товаров;

* документальный контроль - при отсутствии части документов на товар, таких товаров за год бывает около 20%

* досмотр - применяется крайне редко, обычно в 1-2% от общего товарного потока.

Вторая селекция - это повторный компьютерный анализ всех данных на ввозимый товар, который производится автоматически централизованно в Центре обработки данных таможенной службы США.

Среднее статистическое время производства таможенного контроля товаров в США -10 минут, хотя по законодательству допускается производить контроль в течении 30 минут.

Система таможенного контроля в США коренным образом отличается от Российской. Её основные цели - создание режима наибольшего благоприятствования для участников ВЭД, что в свою очередь приводит к увеличению поступлений в бюджет, улучшает работу всех секторов экономики, экономит силы и средства деловых людей, оптимизирует численность государственных служащих.

Кстати, "зеленый коридор" по-американски для участников ВЭД позволяет проводить таможенное оформление и таможенный контроль импортной поставки в течении 5-10 секунд.

Часть 2-я. Российские таможенные реалии.

Российская модель.

Федеральная таможенная служба РФ строит свою систему взаимодействия бизнеса и таможни при организации таможенного оформления и таможенного контроля следующим образом. Но сначала не много истории. В том же 1995 году, не в пример Америке, у нас в России повсеместно использовалось 100% бумажное декларирование. Так как другого не было и в помине. Конечно, имелись свои АРМы (автоматизированное рабочее место), суть которых больше заключалась в автоматизации рабочего места декларанта. Но это был уже серьезный прогресс по сравнению с тем 1993 годом, когда все 100% наших декларантов работали на пишущих машинках, и губили море дорогих немецких и финских само копирующихся бланков ГТД. Тогда таможня не принимал декларацию, если декларант не попал точно в нудный квадратик с датой или номером злосчастной бумажной ГТД. Да были времена....

И так концепция ФТС РФ по работе с участниками ВЭД строится по факту прибытия товара в пункт пропуска на государственную границу РФ или на соответствующий внутренний СВХ (Склад временного хранения), в зону деятельности той или иной таможни.

Таким образом, схема организации таможенного оформления и таможенного контроля в РФ в схематичном варианте строится по принципу: "Товар - документы на него - ответственное лицо за документы и за товар - контроль определенной таможни". Все технологии оформления товара, в том числе "с использованием компьютерной обработки информации", являются цепью взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, не стыкующихся друг с другом, а зачастую и противоречащих друг другу, как по времени, так и по месту их производства. Процесс оформления разорван на части, а сами части ориентированы на результаты фактического контроля, то есть визуального досмотра. В свою очередь, групповое принятие решения при документальном контроле, идентификационный досмотр, непосредственное участие в процессе оформления многих около таможенных структур приводит к деградации таможенного оформления и таможенного контроля и фактической бесконтрольности. Очень важное значение в процессах таможенного оформления и таможенного контроля в РФ имеет так называемый "человеческий фактор", так как процедуры запутанны и нечеткие, правила устарели, или вообще отсутствуют, то зачастую необходима именно логика человека, что бы принять решение. Применение в таких условиях современных компьютерных технологий для упрощения таможенных формальностей, т.е. что бы компьютерная техника, как в США, принимала решения в полном объеме заменив человека, в российской системе таможенного контроля пока не возможна.(1)

Выводы:

1. Глубокая модернизация таможен Таможенного Союза поможет увеличить на 20% ВВП стран в него входящих, за счет автоматизированного администрирования. 2. Заявленная программа по борьбе с коррупцией в странах Таможенного Союза может быть реализована наиболее эффективным образом, отсечением влияния "человеческого фактора" на выпуск товара в свободное обращение, сопровождающегося сегодня систематическими поборами.

3. Благодаря внедрению современных, автоматизированных средств контроля и технологий обработки внешнеторговых потоков, возможно, значительно оптимизировать количество таможенных офицеров и служб Таможенного Союза, с приведением зарплат оставшихся до международного уровня.

4. Позволить защитить экономики стран, участниц Таможенного Союза от неконтролируемых, не качественных, контрафактных товаров.

5. Поднять на высокий уровень защиту интеллектуальных прав в странах ТС, так как все поставки будут учтены наилучшим образом.

6. И самый главный аспект возможной, коренной модернизации таможенного делопроизводства, это моральный. Таможенникам не будет возможно и нужно от кого-то чего-то требовать в виде денежного вознаграждения. Разве что от компьютера, который и будет принимать решения по 98% операций надлежащего оформления ГТД участниками ВЭД.

Используемые статьи:

1. К.А.Корняков, "Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств".
2. А.Боровский, "Новые средства коммуникаций порождают новые формы взаимодействия между людьми и организациями".

Источник: Виртуальная таможня

назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024