:: Главная » Новости ВЭД »  

РОССИЯ НА ПОРОГЕ ВТО: ИМПОРТНОЕ ВИНО

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1565

"Магистраль", версия 380

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1335

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1325

"Магистр-Информ", версия 1195

"Магистр-Контроль", версия 925

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

12 декабря 2011


Россия на пороге ВТО: импортное вино



Россия завершила переговоры по вступлению во Всемирную Торговую Организацию, которые вела почти 18 лет - больше, чем какая-либо другая из ведущих экономик мира. Консультации закончены, соглашения подписаны. Отныне российский рынок, в том числе алкогольный, будет чувствовать себя только лучше. Во всяком случае, именно об этом заявляют официальные лица. Чего следует ждать на самом деле? Изменятся ли цены на импортное вино? Появятся ли новые игроки? Сегодня эти вопросы волнуют многих.


Ведущие российские эксперты и представители крупнейших виноторговых компаний в один голос говорят том, что в реальности мало что изменится, по крайней мере в ближайшие годы. Российский винный рынок уже несколько лет живет фактически по правилам ВТО. Его деятельность регулируется нормами и законами, которые по своей строгости не уступают европейским. По словам Анатолия Корнеева, соучредителя компании Simple, «мы не ожидаем изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону». С ним полностью согласен Леонид Попович, Президент Союза виноделов и виноградарей России: «Российские ГОСТы вполне соответствуют западным стандартам, и рынок уже хорошо адаптировался к ним».

Косвенным подтверждением того, что события будут развиваться именно таким образом, может служить соседняя Украина. Эта страна вступила в ВТО несколько лет назад, однако ситуация на местном винном рынке осталась практически прежней. Правда в 2011 году украинский рынок просел, но это связано с совершенно другими процессами, прежде всего со снижением объема крепленых и специальных вин местного производства, на долю которых приходится до 30% всего оборота. Ни увеличения импорта, ни изменения структуры потребления мы не наблюдаем.

Наиболее существенной уступкой партнерам по ВТО со стороны России можно считать постепенное снижение ввозных таможенных пошлин с нынешних 20% до 12% в течение нескольких лет. В денежном выражении это составит несколько десятков рублей на бутылку. Учитывая, что основная масса вина в России покупается в ценовой категории до 200 рублей, такое снижение могло бы оказаться весьма ощутимым и достигнуть 30 и даже 40% стоимости.

Теоретически данная мера должна была бы привести к увеличению объемов потребления вина среди разных слоев населения и, как следствие, к росту импорта. Однако специалисты скептически относятся к такой перспективе. Прежде всего, мировая экономика вновь находится на пороге глубокого системного кризиса. На бытовом уровне это выражается в сокращении доходов населения. Как отмечает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), вино не является жизненно важным продуктом для подавляющего большинства россиян и поэтому при уменьшении зарплат его продажи резко упадут.

Рост импорта будут сдерживать и другие факторы. По мнению Анатолия Корнеева, «государство вряд ли упустит собственную выгоду», а, значит, почти наверняка пропорционально снижению внешних пошлин следует ожидать повышения внутренних акцизов на алкоголь. С таможенными платежами тоже все не так просто. «Даже если у компании-импортера имеются прямые контракты с поставщиками, которые подтверждают экспортную стоимость товара, например, на уровне отметки в 1 евро за литр, эти данные оспариваются таможенными органами, которые, в свою очередь, заставляют подтверждать цену почти в 2 евро за литр таможенными декларациями импортеров, - говорит А.Корнеев. - Такое положение дел приводит к дополнительным наценкам на вино, т.е. импортеры компенсируют излишние затраты за счет конечного потребителя. Маловероятно, что присутствие России в ВТО наведет здесь порядок, поскольку у таможенников по формальным признакам всегда найдутся причины для отказа, которые будут лежать вне ценовой компетенции таможен стран-экспортеров».

С другой стороны, следует иметь в виду, что окончательная цена за бутылку вина на полке формируется не только за счет пошлин и акцизов. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в розничной цене на вина из Франции, Италии или Испании доля таможенных сборов составляет всего 4-5%, тогда как оптовая наценка, которую делают импортеры и дистрибьюторы, оказывается примерно 16%, а розничная наценка в магазинах превышает 40% (про наценку в ресторанах говорить и вовсе не приходится, в иных случаях она может составлять несколько сотен процентов). Очевидно, что в условиях экономического кризиса бизнес будет использовать любые возможности, чтобы сохранить доходы, а, значит, цены не упадут.

Появятся ли в России в ближайшие года новые зарубежные виноторговые компании? На этот вопрос также следует дать отрицательный ответ. По мнению Вадима Дробиза, вступление в ВТО принципиально не изменит конкурентную ситуацию на российском винном рынке - она и сейчас предельно высока, даже несмотря на то, что в результате государственного перелицензирования, проходившего в 2011 году, многие, в том числе весьма крупные и авторитетные игроки сошли со сцены. Оставшиеся виноторговые компании перераспределили между собой их портфели, но борьба за потребителя только обострилась.

У иностранных компаний очень мало шансов попасть в круг избранных. Как отметил Дмитрий Пинский, Генеральный директор и совладелец компании DP-Trade, «государственное лицензирование и государственная сертификация, обязательные для российских импортеров, объективно защищают их от внешней конкуренции, поскольку резко ограничивают доступ на внутренний рынок игроков из-за рубежа». «Не думаю, что в ближайшие годы для зарубежных компаний будет создан режим особого благоприятствования, - соглашается Анатолий Корнеев. - К тому нет никаких оснований. Лицензии никто отменять не собирается. Кроме того, в стране существует жесткий санитарно-эпидемиологический контроль за ввозимой продукцией как на внешних границах, так и на уровне отдельных субъектов федерации, например, в республиках Татарстан или Башкортостан. Чтобы работать в регионах, компании должны соответствовать целому ряду очень высоких требований».

По мнению Вадима Дробиза, новые игроки гипотетически могут появиться, но это ни в коей мере нельзя увязывать с вступлением России в ВТО. Чтобы зарубежной компании добиться успеха на российском рынке, ей потребуются внушительные ресурсы и отличное знание местного законодательства. На сегодняшний день все более или менее крупные международные алкогольные компании уже активно и вполне успешно работают в России.

Правила ВТО предполагают, что все члены организации находятся в равных конкурентных условиях. Однако на поверку ситуация оказывается не столь очевидной. Например, Молдавия, одна из крупнейших винопроизводящих стран Восточной Европы, сталкивается с большими трудностями при продвижении своих вин на западноевропейских рынках, поскольку там действуют очень жесткие квоты на экспорт таких товаров.

По мнению Леонида Поповича, Россия как винодельческая страна окажется в аналогичной ситуации. Внутри страны российские компании, делающие качественное вино, будут вынуждены конкурировать с дешевыми винами из-за рубежа (в сегменте до 200 рублей на полке), а экспорт вовне натолкнется на правовые ограничения, существующие, например, в Евросоюзе. Выход может быть только один - пристальное изучение юридической базы ВТО и поиск лазеек в законодательстве. Хочется надеяться, что со временем качественные российские вина, завоевавшие немало наград на ведущих международных конкурсах и отмеченные наиболее авторитетными международными экспертами, можно будет свободно купить заграницей и по доступной цене.








Оригинал публикации на сайте "drinktime.rbc.ru"


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024