:: Главная » Новости ВЭД »  

ЭКСПЕРТ ОБ УПЛАТЕ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (СТАТЬЯ)

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1336

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1326

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

21 февраля 2012


Эксперт об уплате авансовых платежей (статья)



Технология уплаты авансовых платежей, изменившаяся в условиях Таможенного союза, требует особого внимания. В соответствии с п. 1 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных пошлин, налогов, сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством участников ТС. Такое же определение предусмотрено п. 1 ст. 121 федерального закона о таможенном регулировании. Таким образом, таможенное законодательство ТС и России не предусматривает внесение авансовых платежей в отношении ввозной пошлины.


Сейчас по одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять два платежных поручения - одно на уплату ввозных пошлин, другое - на уплату авансовых платежей в счет таможенных сборов, НДС и акцизов. Ч. 2 ст. 116 закона разрешает уплачивать ввозную пошлину до подачи декларации. Таким образом, вместо внесения авансов импортером может быть осуществлена предоплата. На первый взгляд суть одна и та же, однако различие в терминологии влечет за собой разные правовые последствия. Таможенная пошлина относится к таможенным платежам, а авансовый платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 3 Соглашения "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", на денежные средства, находящиеся на едином счете уполномоченного органа (речь идет о зачисленных на единый счет ввозных пошлинах), не может быть обращено взыскание в порядке исполнения судебных актов или каким-либо иным способом.

Можно предположить, что поскольку предоплата по ввозной пошлине уплачивается участниками ВЭД "с запасом", то фактически денежные средства на едином счете будут превышать реальный размер таможенных пошлин, указанных в декларациях. Соответственно, возрастут доходы от распределения ввозных пошлин, поступающих в бюджеты участников ТС.

Для того чтобы установить порядок, регламентирующий возможность использования авансовых платежей для уплаты ввозных пошлин, необходимо вносить изменения в ТК ТС, в Соглашение и закон о таможенном регулировании. При этом соответствующие решения должны быть приняты на международном уровне при участии Белоруссии и Казахстана. Как отмечает начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, в настоящее время идет доработка положений ТК ТС, в том числе и в отношении возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной пошлины.

Помимо предоплаты в настоящее время ввозная таможенная пошлина может быть уплачена с помощью микропроцессорных банковских карт. Их использование является реальной альтернативой авансовым платежам, поскольку гарантирует своевременное и полное поступление таможенных платежей на счет, при этом не отвлекаются лишние денежные средства из оборота фирм. Однако следует отметить, что в России сейчас не развита конкуренция между организациями, предоставляющими финансовые услуги по уплате таможенных платежей.

Согласно ст. 73 ТК ТС, а также п. 3 статьи 121 закона, деньги, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом внесшего их лица. И эти средства не будут считаться таможенными платежами до тех пор, пока участник ВЭД не сделает соответствующего распоряжения таможенному органу. В качестве распоряжения может служить таможенная декларация.

Что касается возврата авансовых платежей, то пока ТК ТС отдает вопрос о распоряжении невостребованными суммами авансов на откуп национальным законодательствам членов ТС. В соответствии со ст. 122 российского закона о таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется в течение 3 лет со дня последнего распоряжения плательщика об их использовании. По истечении этого срока невостребованные суммы учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем, как гласит п. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, в случае возникновения спорной ситуации участник ВЭД вправе обратиться в арбитражный суд для обжалования отказа в возврате авансовых платежей, а также в Конституционный суд РФ с целью проверки конституционности положений закона в части списания невостребованных авансов в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают пошлины и налоги принудительно, в том числе за счет сумм авансовых платежей. Также, согласно п. 2 ст. 150 закона, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей может производиться принудительное взыскание пошлин и налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, участники ВЭД сейчас могут использовать авансовые платежи для уплаты вывозной пошлины, а также таможенных сборов и налогов. Уплата ввозной пошлины может быть осуществлена отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. Эта технология неудобна для импортеров. В современных условиях развития информационных технологий отчасти проблема может быть решена с помощью использования электронных платежных систем. Однако ситуацию с ограничением импортера в праве уплачивать ввозную пошлину посредством авансов необходимо урегулировать - импортер должен иметь альтернативу и использовать различные способы уплаты платежей, в том числе посредством аванса. Работа по внесению изменений в законодательство должна проводиться в рамках эффективного сотрудничества представителей уполномоченных структур ТС, государственных органов (в том числе таможенных) участников Таможенного союза и, конечно же, представителей бизнеса.




Оригинал публикации в "Российской газете"


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024