:: Главная » Новости ВЭД »  

АНАЛИТИКА: МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1336

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1326

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

07 июня 2012


Аналитика: молочная отрасль



Мы, активные участники молочного рынка, ведущие производители молока, на протяжении последних лет наблюдаем тяжелейшую ситуацию в молочной отрасли России.


Наблюдается ежегодное падение поголовья КРС, в том числе, коров, снижается потребление молока и молочных продуктов, наблюдается рост импорта молочных продуктов, как сырьевых, так и потребительских, из СНГ и дальнего зарубежья.

Финансовая поддержка со стороны государства не дала ощутимого результата: Россия является пассивным игроком на международном молочном рынке, входя в число крупнейших мировых импортеров сыра, масла, СОМ, СЦМ, причем не только из Беларуси, но и из стран ЕС, Океании, Северной и Южной Америки.

Перерабатывающая отрасль поляризована и также испытывает значительные сложности: порядка 40% рынка занимают две международные компании, однако оставшиеся 60% не выдерживает конкуренцию со стороны перерабатывающих предприятиями Беларуси и других иностранных игроков.


Проблемы молочной отрасли с высокой долей вероятности обостряться в свете вступления России в ВТО.

В свете изложенного участники IV Молочной Олимпиады предлагают комплекс неотложных мер, имеющих принципиально важное значение для поддержки и развития молочного рынка России в краткосрочной и долгосрочной перспективах:


• Обязательная и полная статистическая амнистия.

На сегодняшний день официальная статистика не позволяет ни руководству страны, ни участникам молочного рынка сформировать объективное представление о состоянии молочной отрасли. Официальные данные используются при формировании стратегии государственной поддержки отрасли, разработке стратегии продовольственной безопасности, планах развития экономики и других стратегических документах. Эти же данные используют инвесторы при планировании вложений в производство и переработку молока. Однако все участники отрасли осознают, что официальные данные не соответствуют действительности и в неформальном общении признают полную несостоятельность статистики:

• В соответствии с официальными данными, в России производится порядка 32 млн. тонн молока, однако только половина этого молока производится в сельхозпредприятиях. По данным IDF доля товарного молока, которое непосредственно идет в переработку, составляет не более 52%, что является вторым худшим показателем в мире после Украины. Считается, что остальное молоко выпивается населением, хотя очевидно, что это не так.

• В соответствии с официальными данными, поголовье коров в России составляет около 9 млн. голов, из которых только 3,7 млн. содержатся в сельскохозяйственных предприятиях. При этом в хозяйствах населения содержится 4,4 млн. голов коров. Вместе с тем нам очевидно, что в большинстве российских деревень коров почти не осталось. Участники рынка осознают, что в отношении поголовья используются приписки для того, чтобы «подправить» статистику. Объективно поголовье коров в России не превышает 4 млн. голов.

• Согласно официальной статистике, потребление молока на душу населения составляет около 245 кг. молока в год. Однако следует отметить, что это цифра опирается на объем производства молока в России (32 млн. тонн). На основании вышеизложенного можно говорить о том, что уровень потребления молока в нашей стране существенно ниже.


Для того, чтобы четко понимать, в какой объективной ситуации находится молочная отрасль России, министерство сельского хозяйства Российской Федерации должно признать статистические ошибки и планировать стратегию развития отрасли, исходя из существующих реалий. Сегодня идеальная ситуация, когда новый министр сельского хозяйства имеет возможность проявить волю и признать ошибки прошлых лет, не принимая на себя ответственность за них. Кроме того, в 2014 году ожидается всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая должна пройти под пристальным контролем министерства сельского хозяйства и участников молочного бизнеса.


• Принятие срочных мер, направленных на государственную поддержку производства масла, сыра, а также сухого молока, имеющих стратегически важное значение для развития отрасли.

Производство консервированных молочных продуктов (сыр, масло, сухое молоко) является стратегическим направлением молочной индустрии, поскольку позволяет не только решать вопрос сезонности, формировать стратегические запасы, но и принимать активное участие на рынке международной торговли молока. Сегодня только 7% произведенного в мире молока участвует в международной торговле, однако в долгосрочной перспективе международный рынок будет расти, и Россия имеет большие шансы полностью его потерять, так как основные мировые страны-производители молока предпринимают активные действия, направленные на завоевание в будущем ведущих ролей в сфере международной торговли молоком.

Кроме того, следует отметить, что производство сыров, масла и сухих молочных продуктов, а также ингредиентов не входит с сферу интересов транснациональных компаний, действующих на молочном рынке России, в первую очередь сфокусированных на производство высокомаржинальных продуктов, нацеленных на конечного потребителя. Производство же консервированных сырьевых продуктов требует пристального государственного внимания и поддержки и способно значительно укрепить потенциал молочной отрасли России.

Следует также учесть, что производство сыров, масла и сухого молока возможно из качественного и недорогого сырья, что нередко входит вразрез с требованиями производителей молока. Для этого государство должно сформулировать внятную интервенционную политику на молочном рынке, а также способствовать развитию кооперации молочной производителей

• Формирование интервенционной политики на молочном рынке России


Проекты интервенций на молочном рынке остаются нереализованными, несмотря на многолетнее обсуждение на всех уровнях и поддержку со стороны ряда участников рынка. По мнению участников IV Молочной Олимпиады, данный механизм, при условии прозрачности, государственного регулирования позволит лучше регулировать рынок, нежели при использовании ценовых индикативов, и мер таможенного и тарифного регулирования (применение которых станет затруднительным после вступления России в ВТО). Здесь имеет смысл проанализировать и учесть положительный опыт интервенционных закупок в ЕС и США (в т.ч. в части создания национальной Продовольственной корпорации).


• Поддержка кооперации молочных производителей.

На сегодняшний день структура молочного рынка России такова, что производство и переработка молока, как правило разделены и нередко испытывают противоречия. Опыт всех стран-лидеров молочной отрасли демонстрирует успех кооперативной структуры молочного рынка. Участники рынка предлагают сформировать систему поддержки кооперативов производителей молока:

• льготная система кредитования кооперативов.

• государственная поддержка строительства кооперативами перерабатывающих предприятий, особенно мощностей по производству масла, сыра и сухого молока.

• введение упрощенной системы кредитования кооперативов производителей молока.


• Стимулирование государством создания сельской кооперации, что позволит начать реализацию системных мер, направленных на вывод из депрессии российского села

Развитие крупных аграрных холдингов может оказать негативоне влияние на людей, живущих в сельской местности - люди, которые не будут работать на больших фермах, в силу возраста, квалификации, ограниченности рабочих мест на больших предприятиях, должны будут или покинуть село, или вступить в кооператив, который бы обеспечил их работой по выращиванию с/х культур, которые бы потом кооператив покупал у них и реализовал через свою сбытовую сеть

• необходимо создавать кредитные кооперативы, которые бы финансировались участниками кооператива и финансировали бы свое развитие, а именно создание сбытовой сети, новых направлений бизнеса, которые были бы более предпринимателями, чем просто сельчанами.

• на раскручивание такого рода бизнеса необходимы деньги и государство должно финансировать такие проекты - это социальный проект для государства, который бы обеспечивал занятость на селе.

• Пересмотр системы финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей

• Вместо существующей системы субсидирования процентной ставки, направленной, по сути, на поддержку банковской системы, создать на основе уже имеющихся государственных кредитных институтов благоприятные для отрасли условия кредитования, а именно:

Расширить залоговую базу для получения кредитов на ведение сельскохозяйственной деятельности и систему залоговых коэффициентов от 0,8 до 0,9;

Повсеместно внедрить практику предоставления государственных гарантий субъектами федерации;

Установить не более 10-15% собственного участия;

Снизить процентную ставку по кредитам для сельхозпредприятий и привести ее к общемировым показателям 1-3%;

Увеличить сроки кредитов для производителей молока до 20 - 30 лет.

• введение прямой финансовой поддержки на покупку оборудования для молочного животноводства.
• поддержка производителей молока, исходя из объемов производства товарного молока - дотация на товарное молоко через подтверждение товарности при реализации сырого молока на перерабатывающее предприятие.


• Поддержка производства молочной продукции

С учетом снижения уровня потребления молока и молочных продуктов, предстоящего вступления России в ВТО, а также усиливающуюся конкуренцию на рынке готовой молочной продукции в России со стороны белорусских предприятий целесообразно включить в проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы комплекс мер по государственной поддержке производства молочной продукции.

• Борьба с фальсификатом

В целях защиты добросовестных производителей молочной продукции от недобросовестной конкуренции главным образом связанной с некорректным использованием и недобросовестным декларированием тропических масел в составе молочной продукции необходимо усилить контроль норм технического регулирования молочной отрасли со стороны всех контролирующих органов и ужесточить ответственность участников рынка за их нарушения.


Оригинал публикации на ленте ИА "dairynews.ru"


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024