:: Главная » Новости ВЭД »  

ОЭЗ (СТАТЬЯ)

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1336

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1326

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

21 июня 2012


ОЭЗ (статья)



Российские особые экономические зоны (ОЭЗ) стали развиваться с 2005 года. Однако сегодня многие указывают, что они не оправдывают надежд. Им не удалось выйти на те уровни привлечения инвестиций, которые планировались. Сегодня жизнь требует совершенствования нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов. Об этом говорили участники заседания Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике в Торгово-промышленной палате России.


По оценке председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, экономическая автономия ОЭЗ сегодня находит не у всех понимание. В связи с чем следует подготовить предложения по совершенствованию работы ОЭЗ как в нормативной, так и в практической части.

Как сообщил генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» Олег Костин, сегодня в России насчитывается 26 ОЭЗ, общий объем заявленных инвестиций в которые достигает 12 млрд долларов. В зонах трудятся 306 компаний-резидентов, среди которых – крупные мировые производители из разных стран. Несмотря на пробелы в нормативной базе, инфраструктурные сложности, международный бизнес тянется к России.

Основными услугами ОЭЗ резидентам является строительство базовых элементов инфраструктуры, предоставление им пакета налоговых льгот, выгодных условий выкупа земли, а также особого таможенного режима. Налоговый пакет включает льготы по налогу на прибыль, землю, имущество, транспортный налог. Резидентам внедренческих зон предоставляются также льготы по социальному налогу. При выкупе земли резидентам предоставляется скидка до 50% от кадастровой стоимости, отметил Олег Костин.

Развитие таких ОЭЗ, как «Алабуга» в Татарстане, а также ОЭЗ в Томске и Дубне, можно смело назвать успешным: объем заявленных инвестиций в «Алабугу», где формируется центр развития авто- и судостроительных технологий, составляет 2,2 млрд рублей при осуществленном объеме инвестиций в 4,132 млрд рублей. Объем заявленных инвестиций в ОЭЗ Томска, где развиваются беспроводные технологии, составляет 352,3 млрд рублей. В ОЭЗ Дубны (медицинские приборы) – 1,3 млрд рублей. Хорошие перспективы развития у ОЭЗ Липецка и Тольятти. Общий объем частных инвестиций в российские ОЭЗ превысил объем бюджетных ассигнований на 19,5 млрд рублей.

Вместе с тем инфраструктурные проблемы препятствуют естественному росту ОЭЗ. Особенно это касается туристско-рекреационных и портовых зон, частные инвестиции в которые пока измеряются чрезвычайно скромными цифрами. Олег Костин указал, что среди причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России пока не носит всеобщего характера, – многочисленные проволочки, вызванные пробелами в Земельном кодексе. Кроме того, набор льгот пока не является безусловно привлекательным для российских и зарубежных инвесторов.

Структуры, аналогичные российским ОЭЗ, действуют во многих странах, в том числе в Китае, Индии, Турции, Израиле и Казахстане, где развитие зон идет более динамично. Множество просчетов наблюдается еще на этапе планирования деятельности ОЭЗ. Эксперты отмечают неразвитость социальной инфраструктуры, отсутствие долгосрочной бизнес-модели у управляющих компаний. Кроме того, в России необычайно продолжителен подготовительный этап, поэтому льготы не всегда являются решающим фактором при выборе площадки.

Кроме того, российские ОЭЗ сегодня сильно зависимы от действий местных администраций, притом что уровень контроля за деятельностью инвесторов довольно низок. Этот комплекс проблем и не дает особым экономическим зонам страны двигаться вперед, заключил Олег Костин.

По мнению министра экономики Бурятии Татьяны Думновой, главным препятствием на пути развития туристско-рекреационной зоны на Байкале является отсутствие продуманной стратегии развития туризма в стране, а также грамотно сформированного туристического продукта. Она отметила также недостаточный уровень маркетинга туристических услуг, отсутствие сети по их продвижению.

По словам президента ТПП города Дубны Владимира Боброва, развитие ОЭЗ города сдерживает дефицит жилых помещений, из-за чего сильно ограничены возможности привлечения и закрепления на производстве молодых и высококвалифицированных специалистов, а также недостаточные энергетические мощности и проблемы транспортной доступности.

Директор по управлению качеством и методологией аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Лариса Семенюк отметила, что последние изменения закона «Об особых экономических зонах в РФ», вступившие в силу с 1 января 2012 года, увеличили период действия режима ОЭЗ с 20 до 49 лет, а также закрепили функции управляющей компании для ОЭЗ и ввели понятие «кластер», означающий совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, управление которыми может осуществляться одной УК.

В результате изменений налоговые льготы получили резиденты технико-внедренческих зон, судостроительные компании. Иностранные работники, привлекаемые в ОЭЗ, получили статус высококвалифицированных специалистов, что означает упрощение миграционного режима для них, а также снижение налоговой ставки по НДФЛ.

В то же время в нормативной базе ОЭЗ остаются значительные пробелы. В частности, нормы по раскрытию информации в стандартном плане резидента ОЭЗ представляются инвесторам чрезмерными. Проблемой является требование о получении положительного заключения на представленный бизнес-план, которое отказываются выдавать даже крупные кредитные организации.

По мнению Ларисы Семенюк, недостаточно эффективен применительно к ОЭЗ и инструмент одного окна, поскольку многие аспекты деятельности резидентов приходится согласовывать в Москве, а не на местах. При этом согласования порой затягиваются на год и больше, что негативно сказывается на энтузиазме инвесторов.

Развитие российских ОЭЗ осложнено напряженными отношениями резидентов ОЭЗ с местными налоговыми инспекциями и судебными тяжбами с ними, отметила Лариса Семенюк.

О том, как влияют на развитие ОЭЗ проблемы регионов, хорошо видно на примере Калининградской области. По словам председателя совета фонда «Агентство регионального экономического развития» из Калининграда Григория Бунатяна, вследствие падения рейтинга региона произошло значительное сокращение притока инвесторов. Член Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Дмитрий Любомудров пояснил, что главной причиной этого стали отказы инвесторам в подключении к энергетическим мощностям.

По мнению первого заместителя руководителя представительства Рязанской области Ильи Вознюка, следует провести либерализацию порядка пользования ОЭЗ землей и недрами, а также сделать менее жесткими требования к управляющим компаниям. Их следует наделить большими полномочиями в части оперирования землей и оценки инвестиционных проектов.

Подводя итог дискуссии, вице-президент ТПП РФ Александр Захаров предложил проанализировать опыт работы ОЭЗ, сопоставив ожидания и фактический результат реализации проектов. Он обратил внимание участников заседания, что необходимо переходить на новые подходы в управлении зонами.


Оригинал публикации в издании "Торгово-промышленные ведомости"



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024