Протокол
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Азербайджанской Республики
о взаимном применении электронных систем
сертификации происхождения товаров
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской
Республики, в дальнейшем именуемые Сторонами,
учитывая положения Соглашения о Правилах определения страны
происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября
2009 г. (далее - Правила),
стремясь повысить уровень сотрудничества в целях защиты
экономических и общественных интересов государств Сторон,
признавая, что взаимное применение электронных систем сертификации
происхождения товаров обеспечит повышение эффективности таможенного
контроля, ускорение совершения таможенных операций (таможенного
оформления), облегчение взаимной торговли и точное исчисление
таможенных пошлин, налогов и других платежей,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Определения
Понятия, используемые в настоящем Протоколе, означают следующее:
а) "проверка" - установление факта выдачи сертификатов о
происхождении товара формы "СТ-1" уполномоченными органами
(организациями) государств Сторон и правильности их заполнения в
соответствии с требованиями Правил;
б) "таможенная служба":
в Российской Федерации - Федеральная таможенная служба;
в Азербайджанской Республике - Государственный таможенный Комитет
Азербайджанской Республики;
в) "центральный уполномоченный орган (организация)":
в Российской Федерации - Торгово-промышленная палата Российской
Федерации;
в Азербайджанской Республике - Государственная служба по
антимонополии и контролю за потребительским рынком при Министерстве
экономики Азербайджанской Республики;
г) "уполномоченный орган (организация)":
в Российской Федерации - торгово-промышленные палаты,
осуществляющие выдачу сертификатов о прохождении товара формы "СТ-1";
в Азербайджанской Республике - территориальные подразделения
Государственной Службы по антимонополии и контролю за потребительским
рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики,
осуществляющие выдачу сертификатов о прохождении товара формы
"СТ-1";
д) "электронная система сертификации происхождения товаров" -
информационная система центрального уполномоченного органа
(организации), включающая информационные базы данных электронных
форм сертификатов о происхождении товара формы "СТ-1", выданных
уполномоченными органами (организациями) государств Сторон (далее -
электронная система сертификации).
Статья 2
Общие положения
Электронные системы сертификации создаются в целях обеспечения
возможности осуществления таможенным органом страны ввоза проверки факта
выдачи сертификата о происхождении товара формы "СТ-1", сведения о
котором заявляются при таможенном декларировании, и правильности
его заполнения без необходимости представления данного сертификата
в оригинале на бумажном носителе.
Применение электронной системы сертификации обеспечит ускорение
проводимых процедур верификации (проверок) сертификатов о происхождении
товаров формы "СТ-1", выданных уполномоченными органами страны
вывоза.
Статья 3
Предмет и сфера действия настоящего Протокола
1. Центральный уполномоченный орган (организация) размещает в
созданной и регулируемой им электронной системе сертификации информацию
о выдаваемых в государстве его Стороны сертификатах о происхождении
товара формы "СТ-1".
2. Центральный уполномоченный орган (организация) страны вывоза
товаров осуществляет направление информации, содержащейся в электронной
форме сертификата о происхождении товара формы "СТ-1", в рамках
электронной системы сертификации в таможенную службу страны ввоза
товаров.
Таможенные службы используют информацию, полученную в рамках
электронной системы сертификации, для осуществления проверки
сертификатов о происхождении товара формы "СТ-1", сведения о
которых представляются таможенным органам государств Сторон при
таможенном декларировании товаров, происходящих с территорий
государств Сторон.
Статья 4
Основные принципы создания и применения
электронной системы сертификации
Основными принципами создания и применения электронной системы
сертификации являются:
а) централизация сбора информации о выданных уполномоченными
органами (организациями) сертификатах о происхождении товара формы
"СТ-1";
б) актуальность и достоверность содержащихся в электронной системе
сертификации сведений о выданных сертификатах о происхождении товара
формы "СТ-1";
в) исключение возможности несанкционированного искажения или
уничтожения содержащейся в электронной системе сертификации информации;
г) обеспечение хранения в электронной системе сертификации
электронных форм сертификатов о происхождении товара формы "СТ-1" не
менее 3 (трех) лет с даты их выдачи.
Статья 5
Требования к информационному обмену
1. Состав сведений, содержащихся в электронной форме сертификата о
происхождении товара формы "СТ-1", внесенного в электронную систему
сертификации, должен быть идентичен составу сведений, содержащихся
в сертификате о происхождении товара формы "СТ-1", выданном
заявителю в оригинале на бумажном носителе, и соответствовать
требованиям и порядку заполнения сертификата о происхождении товара
формы "СТ-1", изложенным в Правилах, за исключением подписей и
печатей, проставленных на оригинале сертификата о происхождении
товара формы "СТ-1".
2. Электронная форма сертификата о происхождении товара формы
"СТ-1" вносится в электронную систему сертификации не позднее одного
дня, следующего за днем удостоверения соответствующим
уполномоченным органом (организацией) оригинала сертификата о
происхождении товара формы "СТ-1", оформленного на бумажном
носителе в порядке, предусмотренном Правилами.
3. Состав сведений из сертификата о происхождении товара формы
"СТ-1", передаваемых при реализации электронного обмена информацией, и
схема организации информационного взаимодействия в рамках
электронной системы сертификации приведены в приложениях N 1* и 2.
__________
Примечание "Сигма софт"
Текст приложения № 1 здесь не приводится. Полный текст документа
опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации
http://pravo.gov.ru
Таможенные службы и центральные уполномоченные органы (организации)
в целях реализации обмена сведениями, содержащимися в электронной форме
сертификата о происхождении товара формы "СТ-1", в течение 6
(шести) месяцев с даты вступления в силу настоящего Протокола
согласовывают порядок передачи информации, структуру и формат
передаваемых данных, требования по защите информации и утверждают
технические условия информационного взаимодействия.
Статья 6
Функционирование электронной системы сертификации
1. Центральный уполномоченный орган (организация) обеспечивает:
а) полноту, актуальность и достоверность сведений, содержащихся в
электронной системе сертификации, о выданных уполномоченными органами
(организациями) государства его Стороны сертификатах о
происхождении товара формы "СТ-1";
б) защиту содержащейся в электронной системе сертификации
информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации,
блокирования, иных неправомерных действий;
в) надлежащее круглосуточное функционирование электронной системы
сертификации.
2. В случае ненадлежащего функционирования электронной системы
сертификации применяются общие положения Правил в части документального
подтверждения страны происхождения товаров.
Статья 7
Процедура проверки
1. В случае если установлено, что представленные при таможенном
декларировании товаров сведения о выданных уполномоченным органом
(организацией) страны вывоза сертификатах о происхождении товара
формы "СТ-1" отсутствуют в электронной системе сертификации либо
сведения, представленные при таможенном декларировании товаров, не
соответствуют сведениям, содержащимся в электронной системе
сертификации, таможенными органами страны ввоза товаров проводится
проверка в порядке, предусмотренном Правилами.
2. В случае выявления одной из таможенных служб государств Сторон
признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о стране
происхождения товаров могут быть недостоверными либо должным
образом не подтвержденными, оригинал сертификата о происхождении
товара формы "СТ-1" на бумажном носителе должен быть представлен по
требованию таможенного органа страны ввоза товаров.
3. Наличие ошибок (типографических ошибок), допущенных при
заполнении сертификата о происхождении товара формы "СТ-1", не влияющих
на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, не
должно являться основанием для отказа в предоставлении режима
свободной торговли.
Статья 8
Тестовые испытания
1. Центральные уполномоченные органы (организации) и таможенные
службы после подписания технических условий информационного
взаимодействия для отработки технологии обмена информацией
осуществляют тестовые испытания, в период проведения которых
таможенные службы для целей предоставления режима свободной
торговли в отношении товаров, происходящих с территории государств
Сторон, требуют документального подтверждения происхождения товаров
в соответствии с положениями Правил.
Срок осуществления тестовых испытаний составляет 3 (три) месяца.
Этот срок при необходимости может быть продлен по согласованию между
центральными уполномоченными органами (организациями) и таможенными
службами.
2. По завершении тестовых испытаний центральные уполномоченные
органы (организации) и таможенные службы согласовывают дату начала
обмена информацией на регулярной основе.
Через 15 (пятнадцать) дней с даты начала обмена информацией на
регулярной основе таможенная служба страны ввоза товаров не должна
требовать предоставления документального подтверждения
происхождения товаров с территорий государств Сторон для целей
предоставления режима свободной торговли, за исключением случаев,
указанных в пункте 2 статьи 6 и статье 7 настоящего Протокола.
Статья 9
Применение Протокола
Настоящий Протокол не может ограничивать полномочия таможенных
органов государств Сторон по проверке подлинности документов,
представленных лицом, декларирующим товары, в целях определения
страны происхождения товаров, и достоверности содержащихся в них
сведений в порядке, предусмотренном таможенным законодательством
страны ввоза.
Статья 10
Урегулирование споров и разногласий
Споры и разногласия между Сторонами, связанные с применением или
толкованием положений настоящего Протокола, разрешаются путем
консультаций и переговоров между ними.
Статья 11
Изменения и дополнения
В настоящий Протокол по согласию Сторон могут вноситься изменения и
дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, оформляемые отдельными
протоколами, которые вступают в силу в порядке, установленном
статьей 12 настоящего Протокола.
Статья 12
Заключительные положения
Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения по
дипломатическим каналам последнего письменного уведомления,
подтверждающего выполнение Сторонами внутригосударственных
процедур, необходимых для его вступления в силу.
Настоящий Протокол заключается на неопределенный срок. Любая из
Сторон может прекратить его действие путем письменного уведомления,
направленного другой Стороне по дипломатическим каналам. В этом
случае настоящий Протокол прекращает свое действие через 3 (три)
месяца с даты получения другой Стороной соответствующего
уведомления.
Совершено в Москве 4 марта 2022 года и в Баку 16 марта 2022 года в
двух экземплярах, каждый на русском и азербайджанском языках, причем оба
текста имеют одинаковую силу.
За Правительство Российской За Правительство Азербайджанской
Федерации Республики
Приложение 2 к Протоколу
между Правительством Российской
Федерации и Правительством
Азербайджанской Республики
о взаимном применении
электронных систем сертификации
происхождения товаров
Схема
организации информационного взаимодействия
в рамках электронных систем сертификации
I. Общие принципы и подходы
1. Информационное взаимодействие между Федеральной таможенной
службой и Государственным таможенным комитетом Азербайджанской
Республики, а также между Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации и Государственной службой по антимонополии и контролю за
потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской
Республики, именуемыми совместно в дальнейшем участниками
информационного взаимодействия, в рамках электронной системы
сертификации происхождения товаров реализуется в соответствии с
подходами, предусмотренными пунктом 6.1 Правил определения страны
происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о
Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве
Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила).
2. Информационное взаимодействие осуществляется на регулярной
основе посредством направления центральным уполномоченным органом
(организацией) государства одной Стороны сведений, содержащихся в
электронной форме сертификата о происхождении товара формы "СТ-1",
в таможенную службу государства другой Стороны.
3. Центральные уполномоченные органы (организации) обеспечивают
формирование и ведение структурированных информационных ресурсов,
содержащих сведения о сертификатах о происхождении товара формы
"СТ-1", и информационных систем, поддерживающих использование
web-сервисов.
4. Информационное взаимодействие осуществляется с использованием
согласованных участниками информационного взаимодействия структур
данных, перечней и характеристик сервисов, которые должны
реализовываться и поддерживаться участниками информационного
взаимодействия.
5. Информационное взаимодействие осуществляется участниками
информационного взаимодействия в соответствии с техническими условиями
информационного взаимодействия, разрабатываемыми между центральным
уполномоченным органом (организацией) страны вывоза товаров и
таможенной службой страны ввоза товаров в соответствии со статьей
5 Протокола между Правительством Российской Федерации и
Правительством Азербайджанской Республики о взаимном применении
электронных систем сертификации происхождения товаров.
6. При определении требований к составу и структуре информации
участники информационного взаимодействия руководствуются международными
стандартами и общепризнанными инициативами в сфере электронного
обмена информацией, прежде всего моделью данных Всемирной
таможенной организации.
Требования к структуре баз данных, правилам их организации,
используемым для ведения баз данных и функционирования сервисов, и
программным средствам определяются на национальном уровне
государств Сторон.
7. При обмене информацией обеспечивается защита передаваемых
данных, в том числе конфиденциальность, целостность и другие свойства
защищенности информации в соответствии с техническими условиями
информационного взаимодействия.
II. Особенности информационного взаимодействия
в рамках электронных систем сертификации
8. Торгово-промышленная палата Российской Федерации и
Государственная служба по антимонополии и контролю за потребительским
рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики
осуществляют формирование и ведение баз данных сертификатов о
происхождении товара формы "СТ-1", содержащих детализированную
информацию по всем реквизитам, определенным приложением N 2 к
Правилам и статьей 5 настоящего Протокола, включая:
сведения о выдаче дубликата сертификата о происхождении товара
формы "СТ-1" в случае оформления и выдачи его на бумажном носителе;
сведения о выдаче сертификата о происхождении товара формы "СТ-1"
взамен ранее выданного в случае обнаружения случайных ошибок или
упущений, сделанных в ранее выданном сертификате о происхождении
товара формы "СТ-1";
сведения об изменениях, внесенных в ранее выданные сертификаты о
происхождении товара формы "СТ-1";
сведения об аннулировании ранее выданного сертификата о
происхождении товара формы "СТ-1".
9. Центральный уполномоченный орган (организация) страны вывоза
товаров на регулярной основе не реже 1 раза в сутки в автоматическом
режиме направляет в таможенную службу страны ввоза товаров сведения
из баз данных сертификатов о происхождении товара формы "СТ-1",
включая сведения о выданных или измененных сертификатах о
происхождении товара формы "СТ-1" с момента предшествующей отправки
сведений из баз данных сертификатов о происхождении товара формы
"СТ-1", либо сообщение об отсутствии информации для отправки.
Таможенные службы осуществляют ведение баз данных полученных
сведений из сертификатов о происхождении товара формы "СТ-1" и
обеспечивают их применение при таможенном контроле.
10. В случае возникновения у Федеральной таможенной службы или
Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики
обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата о
происхождении товара формы "СТ-1", а также при осуществлении
простой выборочной проверки Федеральная таможенная служба или
Государственный таможенный комитет Азербайджанской Республики
направляют запрос в Государственную службу по антимонополии и
контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики
Азербайджанской Республики или Торгово-промышленную палату
Российской Федерации соответственно о подтверждении достоверности
определенного сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" в
порядке, предусмотренном Правилами.
III. Переходные положения
11. До даты начала обмена информацией на регулярной основе,
предусмотренной статьей 8 настоящего Протокола:
Торгово-промышленная палата Российской Федерации обеспечивает
возможность проверки выданных сертификатов о происхождении товара формы
"СТ-1" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" по адресу http://verification.tpprf.ru/, при
указании номера и даты выдачи сертификата о происхождении товара
формы "СТ-1" и номера его бланка;
Государственная служба по антимонополии и контролю за
потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской
Республики обеспечивает возможность проверки выданных сертификатов
о происхождении товара формы "СТ-1" на официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу
https://e-services.economy.gov.az/view/, при указании номера и даты
выдачи сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" и номера его
бланка. |