МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ЮЖНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРЕСС-СЛУЖБА
29 августа 2025 г.
О правилах и особенностях исчисления и
уплаты утилизационного сбора
Таможенные органы наделены Правительством Российской Федерации
правом проводить проверочные мероприятия в целях установления фактов
неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора в течение 3 лет
с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к
ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора
(пункт 15.1 Правил(1)).
__________
(1) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного
сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к
ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291
(далее - Постановление № 1291).
На этом основании, а также в связи с многочисленными случаями
осуществления мошеннических действий, связанных с уплатой
утилизационного сбора, ЮТУ и таможнями региона в настоящее время
активизирована работа по проведению проверочных мероприятий в части
полноты уплаты утилизационного сбора. В том числе проверки
проводятся в отношении транспортных средств, ввозимых физическими
лицами на территорию Российской Федерации с территорий иных
государств - членов Евразийского экономического союза (далее -
ЕАЭС) (Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики
Беларусь, Республики Казахстан).
По итогам проверочных мероприятий таможенные органы выявляют
многочисленные факты необоснованного применения физлицами "льготных"(2)
коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора (несоблюдение
условий, предусмотренных сноской(6) Перечня(3)).
_________
(2) Установленных Постановлением № 1291 в отношении транспортных
средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного
пользования.
(3) Перечень видов и категорий колесных транспортных средств
(шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается
утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора,
утвержденный Постановлением № 1291.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений имели место:
установление фактов уплаты таможенных пошлин, налогов на
территориях Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики
Беларусь, Республики Казахстан в порядке, отличном от
установленного правом ЕАЭС в отношении транспортных средств для
личного пользования;
непредставление физическими лицами свидетельства о безопасности
конструкции транспортного средства, выданного до 21 декабря 2023 г.;
установление фактов таможенного декларирования транспортных средств
на территориях Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики
Беларусь, Республики Казахстан в соответствии с таможенной
процедурой выпуска для внутреннего потребления (в рассматриваемом
случае расчет необходимо производить с применением соответствующей
формулы(4) (применительно к уплате утилизационного сбора после
1 апреля 2024 г.);
_________
(4)Пункт 5 Правил.
установление фактов заключения договоров купли-продажи транспортных
средств на территории Российской Федерации (в рассматриваемом случае
ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации
осуществлялся не плательщиком утилизационного сбора, а третьими
лицами, не уплатившими утилизационный сбор).
Кроме того, таможенными органами в ходе проверочных мероприятий
выявляются мошеннические схемы, связанные с уплатой утилизационного
сбора. В большинстве случаев данные мошеннические схемы имеют место
в случае обращения плательщиков в целях осуществления ввоза
транспортных средств и уплаты утилизационного сбора к услугам
различных "представителей" (юридических лиц (индивидуальных
предпринимателей)/физических лиц):
"представителями" плательщиков в целях подтверждения правомерности
применения "льготных" коэффициентов представляются в таможенные органы
поддельные документы (СБКТС, договор купли-продажи и пр.);
"представителями" осуществляется подача документов в целях уплаты
утилизационного сбора от имени физических лиц, не имеющих никакого
отношения к перемещению транспортных средств (с представлением
копий паспортов данных физических лиц, полученных незаконным
путем);
после заключения соответствующих договоров на оказание услуг по
ввозу транспортных средств, физические лица получают от "представителей"
документы о необходимости перечисления денежных средств в счет
уплаты утилизационного сбора, а также таможенных платежей, на счета
третьих лиц;
продажа на территории Российской Федерации транспортных средств,
имеющих статус иностранных товаров, в отношении которых не был уплачен
утилизационный сбор (в том числе транспортных средств,
зарегистрированных органами ГАИ МВД России на основании положений
Постановления № 2216(5), имеющих паспорт транспортного средства и
свидетельство о регистрации транспортного средства, выданных на
территории Российской Федерации).
__________
(5)Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2022г. № 2216 "Об
особенностях предоставления государственных услуг по регистрации
транспортных средств и выдаче водительских удостоверений, а также о
внесении изменения в пункт 14 Правил государственной регистрации
транспортных средств в регистрационных подразделениях
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Обращаем внимание плательщиков утилизационного сбора на следующее.
Правительством Российской Федерации обязанность по осуществлению
расчета сумм утилизационного сбора с соблюдением Правил и Перечня, а
также ответственность за их нарушение возложена на плательщиков
утилизационного сбора.
Таможенные органы осуществляют проверку правильности расчета,
произведенного плательщиком утилизационного сбора и его соответствие
представленным документам. Вместе с тем, данная проверка не
освобождает плательщика от соответствующей ответственности в случае
нарушения им Правил и Перечня.
Согласно Постановлению № 1291, в случае обнаружения таможенным
органом факта неполной уплаты утилизационного сбора, у плательщика
возникает обязанность по доплате утилизационного сбора и уплате
пени.. Какие-либо основания для освобождения плательщика от доплаты
утилизационного сбора или уплаты пени Постановлением № 1291 не
предусмотрены.
В целях минимизации случаев негативных последствий от
неправомерного применения "льготных" коэффициентов уплаты
утилизационного сбора, а также случаев использования мошеннических
схем, рекомендуем физическим лицам руководствоваться следующим:
перед покупкой транспортных средств самостоятельно внимательно
изучать Постановление № 1291;
в случае возникновения каких-либо вопросов, связанных с процессом
перемещения транспортного средства, а также уплатой утилизационного
сбора, у физлица есть возможность предварительно обратиться в
таможенный орган с обращением для получения разъяснений по
возникшим вопросам;
в случае использования услуг "представителей" внимательно изучать
отзывы о нем, размещенные в сети Интернет, а также все условия договоров
о предоставлении соответствующих услуг;
осуществлять перечисление денежных средств в счет уплаты таможенных
платежей, а также утилизационного сбора строго самостоятельно по
соответствующим реквизитам, размещенным на официальном сайте ФТС
России https://customs.gov.ru;
в случае приобретения транспортного средства на территории
Российской Федерации требовать от продавца представления документов,
подтверждающих дату и порядок ввоза транспортного средства на
территорию Российской Федерации (ЕАЭС), а также подтверждающих
уплату утилизационного сбора.
- проверять информацию о транспортном средстве с использованием
публичных сервисов ФТС России, МВД России, АО "Электронный паспорт";
Обращаем внимание, что в случае использования услуг
"представителей" при осуществлении указанных операций на основании
договоров/доверенностей и установлении таможенными органами фактов
неправомерного применения "льготных" коэффициентов расчета сумм
утилизационного сбора урегулирование проблемных вопросов с
"представителями" в рамках заключенных договорных отношений
осуществляется физическими лицами самостоятельно в соответствии с
гражданским законодательством. |