21 августа 2009
Украина восстановила грузовое сообщение со Словакией
Менее двух суток продлился запрет на передачу поездов через украинско-словацкую границу. «Этого хватило, чтобы словаки убрали опасный для здоровья железнодорожников прибор радиологического контроля на своей таможне», – сообщил первый заместитель начальника Львовской железной дороги Богдан Пих.
По его словам, решение прервать сообщение на приграничном участке Ужгород – Матевце вынужденное. «Власти Словакии не реагировали ни на врачебные заключения о влиянии на машинистов повышенных доз радиации при сканер-контроле украинских локомотивов, ни на призывы срочно решить проблему. Очередной контрольный замер показал превышение допустимого излучения в 30 раз, после чего главный санитарный врач ЛЖД запретил пускать людей в опасные рейсы», – пояснил «Гудку» ситуацию Богдан Пих.
«С 8 часов утра 18 августа мы прекратили передачу поездов на границе, а с 00 часов 20 августа намеревались ввести конвенционный запрет на все грузы», – говорит заместитель начальника службы внешних связей ЛЖД Василий Петрушевич.
Как рассказал «Гудку» и.о. начальника отдела внешнеторговых и транзитных перевозок департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Константин Мосалов, вечером 19 августа в ОАО «РЖД» от «Укрзализныци» пришёл официальный запрос на введение конвенции – полного запрета погрузки в адрес Словакии, Чехии, Австрии и других стран Центральной и Восточной Европы с 20 августа. «Если бы он был введён, то финансовые потери понесла бы не только наша компания, но и грузоотправители других стран, направляющие грузы в Европу транзитом через Россию. Но утром 20 августа «Укрзализныця» отказалась от запроса», – сказал Константин Мосалов.
По данным ЛЖД, к вечеру 19 августа на украинской стороне скопилось 1112 вагонов. К этому же времени пришло и официальное сообщение от таможенного управления Словакии, что сканер на погранпереходе в Матевце отключён.
«Первый поезд со словацкой стороны пересёк границу в 19.30, а ночью четыре проследовали с украинской стороны», – подтвердил «Гудку» начавшееся движение генеральный представитель словацкой железнодорожной компании на Украине Йозеф Вирба.
«20 августа вопрос обсуждался в правительстве. Сканер-контроль не запустят в работу до тех пор, пока украинские специалисты не убедятся в его безопасности», – сказал Йозеф Вирба.
В железнодорожном ведомстве ОАО «Карго Словакия» «Гудку» пояснили, что «Сканер – собственность таможни, а она – под юрисдикцией министерства финансов, так что без вмешательства правительства здесь не обойтись», – отметила пресс-спикер ОАО «Карго Словакия» Маргарет Грескова.
Украинская сторона трактует поворот событий по-своему. «Вблизи границы, в Кошице, работает крупный металлургический комбинат, и без украинского и российского сырья ему не обойтись, вот словаки и взвесили, что им выгоднее», – говорит Василий Петрушевич.
Как отметил Константин Мосалов, прекращение сообщения между Украиной и Словакией никак не отразилось на работе ОАО «РЖД», вся погрузка на Украину проходила в соответствии с ранее запланированными объёмами. В настоящее время среднесуточная погрузка руды в адрес станции Ужгород с МЖД составляет более 100 вагонов, угля с ЗСЖД – около 50 вагонов.
Между тем украинские железнодорожники настроены решительно. «Ситуация под контролем, но если нас опять попытаются успокоить обещаниями, мы повторим запрет», – предупредил Богдан Пих.
Источник: "Гудок"
назад
|