18 ноября 2009
ФАС предлагает обязать РЖД раскрывать перевозчикам информацию об инфраструктуре
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала проект постановления правительства РФ, вводящий новые правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Проект документа размещен на сайте ведомства.
Проект постановления поручает Минтрансу вместе с ФАС в 3-месячный срок разработать порядок проведения экспертизы пропускной способности инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также перечень критериев технических и технологических возможностей оказания услуг. Только в случае отсутствия подобных возможностей ОАО "РЖД" ("владелец инфраструктуры") сможет отказаться от согласования заявки, а также от включения в график поездов.
Также Минтрансу и ФАС планируется поручить провести в 6-месячный срок анализ наличия и степень актуальности примерных договоров на оказание услуг субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте, а потом утвердить план внесения изменений в нормативные акты, устанавливающие формы и существенные условия договоров.
Согласно документу, железнодорожным перевозчикам должен быть обеспечен доступ на "товарные рынки железнодорожного транспорта". В том числе: доступ к информации; к производственным мощностям, включая доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования; доступ к торгам; к работам, услугам субъектов регулирования, включая услуги по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов.
При отсутствии ограничений пропускной способности инфраструктуры РЖД должны предоставить организациям железнодорожного транспорта беспрепятственный доступ к инфраструктуре и к услугам по использованию объектов инфраструктуры, согласно поданным заявкам.
Недискриминационный доступ, как отмечается в документе, означает гарантию права получать и использовать информацию организационного, технического, тарифного и иного характера об инфраструктуре, позволяющую оператору заказывать и получать услуги по использованию инфраструктуры и перевозкам. Также заинтересованные лица должны получить гарантию права приобретать и использовать (для целей, указанных в соответствующем договоре с владельцем инфраструктуры и перевозчиком) ресурсы пропускной способности инфраструктуры. При этом условия приобретения услуг у РЖД должны быть аналогичными условиям, относящимся к другим участникам рынка.
ФАС предлагает также обязать РЖД заключать договоры с пользователями услуг железнодорожного транспорта, существенные условия которых должны быть одинаковыми для всех в сопоставимых условиях реализации. Монополия также должна информировать пользователей о порядке и очередности предоставления доступа к объектам инфраструктуры в случае технической, технологической, экономической невозможности удовлетворения в полном объеме спроса, в том числе при наличии ограниченной пропускной способности.
Право на использование инфраструктуры и организацию перевозок должно оформляться через конкурсные процедуры.
Между тем, ФАС закрепляет за РЖД право на получение господдержки за счет бюджетных средств в случае установления регулируемых тарифов на оказание услуг на уровне ниже экономически обоснованных затрат на их оказание.
Как сообщалось, ФАС должна внести правила равного доступа к железнодорожной инфраструктуре в правительство до января 2010 года - такой срок был оговорен в программе развития конкуренции на 2009-2012 годы. Однако, согласно той же программе, еще ранее, к августу 2009 года, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) должна была разработать стандарты раскрытия информации "субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте" и порядок контроля за их соблюдением.
Перечень технологических условий, при которых монополия может отказать в допуске к инфраструктуре, утверждается Минтрансом РФ по согласованию с ФАС.
Прежняя версия правил была утверждена в ноябре 2003 года. Кроме ФАС, над документом работают Минтранс, Минэкономразвития и ФСТ.
Источник: РЖД-Партнер
назад
|