27 мая 2010
В Забайкальске начинают оформлять контейнеры
Началось таможенное оформление грузов, поступающих из Китая железнодорожным транспортом через пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия, на границе. Пилотный проект реализуется ООО «Таможенно-Брокерский Центр» (единый общероссийский таможенный брокер ОАО «РЖД»), ООО «Таможенный Эксперт» и ООО «Глобал Контейнер Лоджистикс».
Как рассказали SeaNews в «Таможенно-Брокерском Центре», контейнеры из Китая размещаются на СВХ на терминале «ТрансКонтейнера», а документы для таможенной очистки подаются на Борзинский таможенный пост, расположенный примерно в 70 км от Забайкальска. Теоретически, пояснил собеседник SeaNews, Таможенный кодекс позволяет подавать документы для таможенной очистки «хоть в Москву», Борзя используется как самый ближайший таможенный пост.
Собственный таможенный пост существует и на Забайкальске, однако в его составе отсутствует отдел документального оформления, что не позволяет осуществлять выпуск в свободное обращение. Поэтому там оформляется исключительно транзит (грузы, следующие в сквозном сообщении из КНР в РФ по СМГС-накладным в режиме ВТТ).
Возможности для использования технологии с оформлением через Борзю появились с момента открытия СВХ в 2008г. – до этого контейнеры просто некуда было выгрузить. В единичных случаях, чтобы выпустить товары в свободное обращение на границе, применялись довольно экзотические схемы – грузы завозились через МАПП Забайкальск автотранспортом, растаможивались, перегружались в вагоны или контейнеры общего парка РЖД и шли до получателя уже по железной дороге.
По информации «Глобал Контейнер Лоджистикс» (GCL), первые партии с таможенной очисткой на границе в более или менее системном режиме пошли через Забайкальск с начала 2010г. До этого можно было говорить только о единичных отправках. На сегодня объем груза, выпускаемого в свободное обращение через Борзю, приближается в Забайкальске к 100 40-футовым контейнерам в месяц.
Для сравнения, среднемесячный объем импорта через Забайкальск на сегодня составляет около 2 тыс. TEU в месяц. Примерно 50% этого объема следует в контейнерах собственности ОАО «ТрансКонтейнер», около 30% – в контейнерах GCL, оставшиеся 20% – в контейнерах других частных операторов.
По информации GCL, в перспективе планируется создание в структуре таможенного поста Забайкальск группы документального оформления. «Это даст возможность не только оформлять ВТТ, но и проводить выпуск в свободное обращение импортных грузов непосредственно по прибытии на терминал, перед погрузкой на платформы широкой колеи», – говорит коммерческий директор GCL Вячеслав Сапон.
С материальной точки зрения затраты грузовладельцев при транспортировке с таможенной очисткой в Забайкальске практически не отличаются от затрат при перевозке с таможенной очисткой на станции назначения. Преимущества, по словам В.Сапона, заключаются в другом: «Во-первых, при отправках из северной части КНР (Циндао, Тяньцзин, Пекин, Далянь, Шеньянь, Харбин и т.д.) стоимость перевозки значительно ниже маршрутов через прибалтийские и дальневосточный порты, т.к. за счет близости границы получается очень короткое плечо по территории КНР».
«Кроме того, после таможенной очистки импортер может «распылять» свои грузы в контейнерах без перетарки по всей сети железных дорог РФ. Наконец, из-за малой загруженности терминала «ТрансКонтейнера» (его мощности позволяют перерабатывать до 50 тыс. TEU в месяц) перевалка осуществляется «день в день», что делает данный маршрут на сегодня самым быстрым способом доставки контейнеров из КНР в РФ по железной дороге».
В «Глобал Контейнер Лоджистикс» рассчитывают, что в перспективе доля грузов, проходящих таможенную очистку на границе, будет расти. В то же время, часть участников рынка высказали сомнения в удобстве предлагаемой схемы. «Мы по такой схеме не работаем, очень уж она неудобна», – сказал SeaNews генеральный директор U-Trans (United China Logistic) Эдуард Коновалов. По его словам, существует также альтернативный вариант оформления грузов, идущих через Забайкальск: помимо Борзи, выпуск может осуществляться также на таможенном посту в Краснокаменске. Груз при этом может оставаться в Забайкальске, в Краснокаменск везут только документы.
Источник: www.seanews.ru
назад
|