19 июня 2019
В конце года ОАО “РЖД” запустит “холодный экспресс”
В ОАО «РЖД» на завершающей стадии находится разработка технологии нового сервиса – «Холодный экспресс». Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) как инициатор проекта для формирования нового транспортного продукта создал рабочую группу из представителей различных структур компании. В группу вошли учёные ВНИИЖТ, ИЭРТ, а также ИУИТ РУТ (МИИТ) как непосредственные разработчики технических и технологических решений проекта. По предварительным планам, пробные рейсы таких поездов пройдут в конце года.
– Сергей Петрович, в чём технологическая особенность нового экспресса?
– Появление нового транспортного продукта напрямую связано с наметившейся в последнее время тенденцией роста объёмов производства продуктов питания и сельхозпродукции, развитием крупных торговых сетей. Так что запрос со стороны бизнеса на новые логистические решения процессов перевозки, как по сети Российских железных дорог, так и территории ближнего и дальнего зарубежья, стимулирует железнодорожников предложить рынку преимущества рефконтейнерных перевозок.
Технология «Холодный экспресс» предполагает ввод в постоянное обращение рефконтейнерных поездов, следующих по заранее сформированному маршруту с промежуточными остановками, для выполнения грузовых технологических операций в крупнейших городах. Для пилотного маршрута выбрана главная транспортная артерия Москва – Владивосток с перспективой продления до Санкт-Петербурга. Новый вид контейнерного поезда будет работать по технологии пассажирского поезда, останавливающегося для посадки и высадки пассажиров по пути следования. Только в «Холодном экспрессе» на 18 остановках маршрута гружёные и порожние контейнеры будут «выходить» из поезда и «садиться» в него. Новая технология для существенного ускорения продвижения такого состава предусматривает отказ от маневровых операций по отцепке-прицепке и подаче вагонов под выгрузку-погрузку на промежуточных остановках. Погрузка контейнеров будет производиться на компактных контейнерных площадках грузовых станций, расположенных на крайних приёмоотправочных путях без расцепки вагонов. Сам состав может следовать в общем потоке грузовых поездов на перегруженном Транссибе или в «пакете» с пассажирскими поездами на более свободных участках. Выйдя из Владивостока, поезд не будет менять свою составность вплоть до прибытия на конечную станцию, а часть маршрута, где густота грузопотока минимальна, некоторые «контейнеро-места» (как места в пассажирском поезде) будут следовать порожними.
Ничего подобного в работе с контейнерами на сети железных дорог ОАО «РЖД» и СНГ ранее не существовало. Поэтому перед рабочей группой и учёными ИУИТ встаёт целый ряд задач технологического, нормативно-правового, финансового и маркетингового характера.
– Разработкой новой технологии вашему коллективу пришлось заниматься с чистого листа или, приступая к ней, ваш коллектив использовал имеющиеся «домашние» заготовки?
– Идея подобных ускоренных перевозок поездами постоянного формирования (без изменения составности на маршруте следования) давно витала в воздухе. Первые подобные проекты прорабатывались и отечественными учёными, в том числе РУТ (МИИТ), и подразделениями ОАО «РЖД» в связи с перспективой грузовых перевозок на высокоскоростных магистралях и перевозке грузов в Московском транспортном узле. Однако реальный шаг вперёд был сделан после переосмысления замысла ускоренных грузовых перевозок на Дальнем Востоке. По инициативе одного из контейнерных операторов и при поддержке руководства Забайкальской железной дороги было предложено развивать подобные перевозки в экспортно-импортном сообщении и в транспортировке рыбы в Амурскую область, а также в Забайкалье, куда сейчас не ходят отдельные маршруты рефпоездов. Намерение было одобрено и поддержано руководством Центра фирменного транспортного обслуживания, и к процессу детальной проработки технических и технологических решений подключили учёных ИУИТ. Вопрос привлечения учёных университета к созданию технологии «Холодный экспресс» связан с тем, что в 2016 году именно этими учёными был разработан типовой технологический процесс оказания услуги «Грузовой экспресс», утверждённый руководством компании.
– Какие моменты данного проекта потребовали детальной проработки?
– Это и выбор станций, на которых будет вестись работа с составом экспресса, и изучение рынка перевозок – оценивались потребные инвестиции, а также прорабатывались параметры новой технологии погрузки и выгрузки контейнеров. Итогом большого объёма исследований, проведённых рабочей группой в конце 2018 и начале 2019 года, стало подписание дорожной карты реализации проекта «Холодный экспресс» начальником ЦФТО Алексеем Шило и утверждение её первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Анатолием Краснощёком.
– Руководством ОАО «РЖД» уже названы конкретные сроки реализации проекта – конец 2019 года.
– Да. Тестовые отправки должны состояться в IV квартале 2019 года, а первые полноценные отправки через новые построенные площадки – уже в конце 2020 года. Для этих целей необходимо спроектировать, построить и увязать с реализацией других инвестиционных проектов новые контейнерные площадки во всех значимых городах на основном маршруте поезда: в Хабаровске, Биробиджане, Белогорске, Сковородино, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Анжеро-Судженске, Новосибирске, Омске, Тюмени, Екатеринбурге, Перми, Кирове, Нижнем Новгороде, Владимире и Москве. Ввод в строй этих площадок будет происходить постепенно в течение 6 лет в зависимости от важности городов в формировании грузопотоков. Надо отметить, что обустройство остановки «Холодных экспрессов», например в Сковородино, позволит существенно улучшить условия северного завоза в Якутию по АЯМ (Амуро-Якутская железнодорожная магистраль) и автодороге «Лена», а реконструкция грузового двора в Екатеринбурге даст возможность доставлять такими поездами продовольственные грузы для всего Среднего Урала. Идея проекта находит всё большую поддержку в Российском экспортном центре, правительствах субъектов и других федеральных и региональных органах власти. Кроме того, курсирование «Холодных экспрессов» на маршруте, соединяющем западные и восточные рубежи железнодорожной сети России в ежедневное обращение, позволит сохранить объёмы существующих и привлечь новые партии грузов на 2,5 млн тонн погрузки, или 4,5 млрд ткм в год, самой высокодоходной категории грузов – скоропортящихся. Только сама перевозка этих грузов на такие значительные расстояния позволяет окупить вложения в строительство и обустройство контейнерных площадок на всём маршруте следования поезда.
– При успешном решении стоящих перед рабочей группой задач будут ли прорабатываться и другие направления, где такие ускоренные перевозки продуктов крайне необходимы? Насколько важен накопленный в ходе таких исследований опыт?
– Говоря о новых направлениях, можно выделить транспортный коридор «Север – Юг», соединяющий Россию с Азербайджаном, Ираном и Индией, транспортные коридоры «Россия – Средняя Азия», маршруты снабжения продовольствием северных и удалённых территорий (ХМАО – Югра, Якутия, Коми и т. д.) для включения их в логистические цепочки поставок продуктов питания жителям этих регионов.
Запуск проекта возможен уже сейчас с использованием существующих перевозочных технологий. Однако каждый следующий этап его развития предполагает внедрение и реальную апробацию инновационных решений по информационно-управляющим системам продаж контейнеро-мест в поездах, системам управления контейнерными площадками, электронному пломбированию, современной и перспективной погрузоразгрузочной технике, использованию длиннобазных фитинговых платформ для рефконтейнеров, мультисистемным локомотивам и электронному документообороту и другим задачам.
Огромен потенциал применения в вождении «Холодных экспрессов» новейших серий двухсистемных грузовых электровозов, таких как 2ЭС5 «Скиф» и 2ЭВ120 «Князь Владимир». В ускоренных перевозках рефконтейнеров будут востребованы характеристики этих современных машин – увеличенные межремонтные пробеги, возможность вождения на участках с постоянным и переменным током, высокая мощность и большая конструкционная скорость. Всё это позволит водить «Холодные экспрессы» в режиме «грузовой электрички» с увеличенными тяговыми плечами без смены локомотива на тысячах км.
Полученный в ходе реализации данного проекта опыт наверняка будет использован в дальнейшей проработке технологий и транспортных продуктов ускоренных грузовых перевозок высокодоходных грузов. Открываются большие перспективы для дальнейшей интеграции современных логистических технологий (контейнеризации, контрейлерных перевозок, сборных перевозок, технологии сменных кузовов и т. д.) в единый транспортный продукт, который объединит все конкурентные преимущества железнодорожного транспорта при перевозках немассовых грузов.
Оригинал публикации на сайте «Гудок»
назад
|