22 июля 2024
ОАО РЖД и перевозчики спорят о достаточности парка
Количество вагонов на сети ОАО РЖД мешает нормальной работе, считают в монополии. По данным компании, размер парка на 220 тыс. единиц превышает предельно допустимый, а к 2030 году профицит увеличится до 310 тыс. ОАО РЖД предлагает ужесточить правила движения порожних вагонов, а также повысить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования. Участники рынка, напротив, указывают на дефицит вагонов и считают преждевременными изменения правил перевозок до формирования баланса парка до 2035 года.
ОАО РЖД предлагает принять меры для сокращения числа вагонов на сети. Это следует из письма главы монополии Олега Белозерова от 2 июля в Минтранс (есть у “Ъ”). Как сказано в обращении, сейчас грузовой парк, по данным отраслевых институтов, превышает «предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры железнодорожного транспорта» на 220 тыс. единиц. Разбалансировка объема погрузки, количества погрузочных ресурсов и возможности инфраструктуры для размещения невостребованных вагонов привели к отрицательной динамике основных показателей, отмечает господин Белозеров. Относительно 2018 года, когда парк был меньше на 21%, оборот рабочего парка (среднее время от начала погрузки до начала следующей погрузки) вырос на 31%, производительность снизилась на 20%, участковая скорость движения грузовых поездов — на 10%.
Глава ОАО РЖД также предлагает внести изменения в устав железнодорожного транспорта, которые позволят перевозчику перемещать порожние вагоны не только с припортовых (такое право у ОАО РЖД уже есть), но и с других станций. Также предлагается ужесточить требования к приписке вагонов, чтобы обеспечить возможность размещения невостребованного состава на путях необщего пользования, в том числе по месту приписки. Кроме того, в ОАО РЖД выступают за увеличение платы за нахождение вагона на путях общего пользования. Как поясняется в письме, это должно мотивировать собственников размещать вагоны на путях необщего пользования.
Предложения ОАО РЖД не встретили понимания у участников рынка (“Ъ” ознакомился с несколькими отзывами на документ). Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) указывает, что ОАО РЖД не дало подтверждения наличия избыточного парка, а оценка профицита требует дополнительного обоснования. Как отмечают в союзе, показатель зависит от оборота вагона, а таких данных на 2030 год нет. Также в СОЖТ указывают, что инициативы ОАО РЖД ранее не были поддержаны, поскольку не доказана связь предлагаемых изменений с проблемами, положительное влияние на обстановку на сети не обосновано и их принятие «нарушит баланс интересов в пользу перевозчика».
В комментариях Нефтехимической транспортной компании отмечается, что инициатор поправок не доказал наличия причинно-следственной связи между действиями грузоотправителей и занятостью инфраструктуры. Учитывая опережающие темпы индексации тарифов на перевозку грузов, повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведет лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, сказано в отзыве «Распадской». Если предлагаемые изменения направлены на сокращение парка вагонов на сети, пишет «Трансойл», то более рациональным способом станет синхронизация согласовываемых заявок на перевозку грузов ГУ-12 с техническими планами, что позволит установить, есть ли излишний парк порожних вагонов.
СУЭК сообщает, что, по оценкам компании, в 2024–2030 годах будет списано 113 тыс. стандартных полувагонов выпуска 2004–2009 годов. С учетом того, что мощности заводов позволяют производить не более 40 тыс. полувагонов в год, может «возникнуть дефицит данного подвижного состава для вывоза угля в объеме 100 тыс. полувагонов к 2033 году». СУЭК предлагает профильным министерствам сначала сформировать баланс парка всех видов в перспективе до 2035 года, сделать вывод о наличии дефицита или профицита, а затем рассматривать правки в нормативную базу. Аналогичные аргументы содержатся и в отзыве Минэнерго, предлагающего сдвинуть обсуждения на этап после формирования баланса парка.
В 2024 году оборот вагона увеличился на 10%, или двое суток, основная причина — завершение интеграции динамической модели загрузки инфраструктуры с суточным клиентским планом погрузки, что требует дополнительных согласований и приводит к увеличению простоев, указывает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Если бы сейчас было не 1,35 млн, а 1,15 млн вагонов, у нас было бы падение погрузки на 15%»,— говорит господин Бурмистров. В сегменте хопперов-зерновозов, указывает он, локальный профицит обеспечивает стабильный вывоз зерна. Кроме того, отмечает эксперт, ситуация осложняется беспрецедентным объемом строительных работ на БАМе и Транссибе. «То, что сейчас ситуация управляема, во многом заслуга операторов, которые закупкой вагонов нивелируют снижение эффективности работы сети»,— считает он.
Оригинал публикации на сайте «Газета Коммерсантъ»
назад
|