:: Главная » Новости Ж/Д »  

ДОГОВОРЫ SHIP-OR-PAY НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ СНОВА ПЫТАЮТСЯ ЛЕГАЛИЗОВАТЬ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1377

"Магистр-Информ", версия 1230

"Магистр-Контроль", версия 962

"Магистраль", версия 416

"Мастер СВХ", версия 330

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1587

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1338

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

02 августа 2024


Договоры ship-or-pay на железной дороге снова пытаются легализовать



В Госдуму поступил новый законопроект, который при принятии позволит заключать договоры ship-or-pay на железнодорожном транспорте. ОАО РЖД давно настаивает на такой возможности, но пока не преуспело. Участники рынка считают, что в условиях растущего дефицита инфраструктуры такие договоры не приведут ни к чему, кроме возникновения серого вторичного рынка провозной способности.


Сенатор Сергей Михайлов и депутаты Госдумы Анатолий Лесун, Александр Скачков, Александр Спиридонов, Юрий Григорьев и Владислав Егоров внесли в Госдуму проект поправок к Уставу железнодорожного транспорта (текст есть у “Ъ”), предусматривающих возможность заключения договоров ship-or-pay («вези или плати»). В рамках таких договоров одна сторона обязуется перевезти, а другая — предъявить к перевозке определенный объем грузов, и даже если обязательства выполнены не в полном объеме, оплачиваются они в полном.

В пояснительной записке указывается, что аналогичные нормы с начала 2024 года уже применяются в электроэнергетике и газоснабжении, а на железной дороге их пока нет. Договоры ship-or-pay послужат целям повышения дисциплины планирования производственной деятельности и рациональности загрузки инфраструктуры, обеспечения гарантий загрузки перспективных перевозочных мощностей и вывоза продукции в предусмотренных договорами объемах, говорится в тексте.

ОАО РЖД настаивает на принятии договоров ship-or-pay много лет, но пока безуспешно. В 2021 году в Госдуму был внесен другой законопроект, разрешающий эти нормы, но в мае 2023 года был отозван правительством. Последний раз ОАО РЖД возвращалось к теме необходимости этих договоров в контексте обеспечения окупаемости инвестиций в развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна (см. “Ъ” от 11 июня) и увеличения погрузки в целом (см. “Ъ” от 16 июля).

Такие гарантии позволили бы эффективно использовать создаваемые инфраструктурные мощности и планировать их загрузку на перспективу, говорят в монополии, отмечая, что грузоотправители «также заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров».

Основной проблемой ship-or-pay на железной дороге считается то, что ОАО РЖД должно иметь право потеснить других пользователей инфраструктуры, чтобы выполнить обязательства перед заключившим договор ship-or-pay клиентом. Это противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры. Собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что никакие объемы невозможно гарантировать в условиях отсутствия резервов провозной способности. «Нет ни одного направления с профицитом, с начала дискуссии ограничения по инфраструктуре только обострились»,— замечает он. По его мнению, инициатива превратит «недискриминационный доступ в прямую коррупцию» и создаст вторичный рынок прав на провоз.

В законопроекте есть оговорка, что перевозчик и грузоотправитель освобождаются от ответственности, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Но, по мнению юристов, ограничение провозной способности к ним вряд ли можно отнести. Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что возникновение форс-мажора должно носить непредсказуемый характер, а на момент заключения договоров ship-or-pay сторонам известно об ограничениях на перевозки и пропускной способности железных дорог. «Уходить от ответственности за неисполнение обязательств у оператора железных дорог именно в этой связи не получится»,— считает он. Хотя, добавляет господин Жарский, в законодательстве нет исчерпывающего перечня обстоятельств непреодолимой силы.



Оригинал публикации на сайте «Газета Коммерсантъ»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024