15 апреля 2025
ОАО РЖД отмечает рост непредъявления угольных грузов к перевозке
ОАО РЖД наблюдает новую проблему на сети: с конца января угольщики перестали предъявлять в западном направлении продукцию по согласованным заявкам, и разрыв между планом и фактом достиг 30%, тогда как в первом квартале прошлого года не превышал 2%. Сильный рубль еще больше усугубил проблемы угольщиков, и так страдавших от низких цен, объясняют эксперты.
ОАО РЖД столкнулось с непредъявлением угольных грузов по согласованным заявкам. «Первый квартал и апрель привели к тому, что до 30% угольной продукции, которая была заявлена на западном направлении — это порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) и Октябрьской железной дороги (ОЖД), Балтийского, Баренцева и Белого морей,— не были предъявлены к перевозке,— рассказал замгендиректора ОАО РЖД Михаил Глазков.— Только в западном направлении "Российские железные дороги" потеряли в погрузке более 150 тыс. тонн ежесуточно, то есть 4,5 млн тонн грузов в месяц нам заявили, но не предъявили».
ОАО РЖД, указал он, поставило на рейс 72 тыс. порожних полувагонов, которые заадресованы на Западно-Сибирскую железную дорогу (ЗСЖД) и не востребованы в перевозке. «Они сегодня стоят на путях общего пользования, влияя на эксплуатационную работу»,— говорит Михаил Глазков. Он подчеркнул, что речь идет об уже согласованных заявках. Инфляция несогласованных заявок — явление не новое: ОАО РЖД отмечало, что, например, за неполный 2022 год объем поданных угольщиками заявок на восток вчетверо превышал объем добычи угля в РФ.
В апреле ситуация сохраняется, говорит господин Глазков: ежесуточно на Северо-Кавказскую железную дорогу, ОЖД и ЗСЖД не предъявляется погрузки на 1,6 тыс. вагонов. «Умножаем на 62 и получаем практически 100 тыс. тонн ежедневно с ЗСЖД угольные предприятия не грузят»,— подчеркнул он. Ссылаясь на объяснения со стороны угольных компаний, он пояснил, что к этому приводят низкая цена на уголь на мировых рынках и неблагоприятный курс рубля к доллару. Выпадающие объемы на Северо-Западе, отметил Михаил Глазков, в первом квартале удалось компенсировать, но не полностью, за счет дополнительных объемов металлов и удобрений.
По данным «Морцентр-ТЭК», перевалка угля в Арктическом бассейне сократилась в январе—феврале на 35,2%, в Балтийском выросла на 1,1%, в АЧБ — на 12,7%. Но в марте показатели ухудшились. В частности, морской экспорт через порт Усть-Луга, по данным Kpler, в первые 20 дней марта относительно первых 20 дней февраля сократился на 31%, до 1,55 млн тонн. В ОАО РЖД отмечали рост погрузки экспортного угля в целом на порты в первом квартале на 2,6% год к году, до 40,6 млн тонн.
Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников отмечает, что с февраля к низким ценам на уголь прибавилось резкое укрепление рубля, что сразу вывело уголь в зону отрицательной рентабельности. «В этой связи непредъявление грузов по согласованным еще в январе планам вполне понятно»,— отмечает он.
Argus в мартовском обзоре отмечал, что укрепление рубля к доллару США негативно влияет на экспортеров всех отраслей: в среднем с 1 по 25 марта курс доллара составил 86,51 руб. по сравнению с 92,74 руб. в феврале и 100,41 руб. в январе. Господин Шапошников полагает, что подобная ситуация, предположительно, продлится до конца года. А пересмотр планов по грузопредъявлению для угольщиков грозит тем, что в течение года вообще ничего не согласуют, отмечает эксперт. В угледобывающих компаниях “Ъ” не ответили.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ; объединяет в том числе транспортные активы угледобывающих компаний) отмечают, что непредъявление заявленных грузов «лишь отражает несовершенство системы приема заявок и стремление сместить фокус ответственности на грузовладельцев, операторов и порты».
Штраф за инфлированную заявку для грузоотправителя установлен в 10 руб. за каждую непогруженную тонну и 50–200 руб. за контейнер. По словам Михаила Глазкова, ОАО РЖД предлагает вернуться к идее повышения штрафа в 24 раза. Монополия безуспешно предлагала индексацию в 2021 году и повторно в июне 2024 года. Сейчас ОАО РЖД предлагает ввести дифференцированный штраф. «Если клиент отказался за 15 суток — это одна сумма, так у нас будет время, чтобы на этот объем привлечь другого клиента,— пояснил господин Глазков.— Если за пять суток — совсем другая сумма, если за сутки, то максимальный штраф, который будет компенсировать ОАО РЖД все расходы, которые оно понесло, гарантируя эту перевозку». Он подчеркнул, что монополия готова к ответственности со своей стороны за невывоз согласованного объема грузов.
Оригинал публикации на сайте ИА «Коммерсант.ru»
назад
|