29 мая 2025
Приоритет на сети ОАО РЖД получат грузы 166 предприятий
Правительство сформировало перечень предприятий непрерывного цикла, которые получат повышенный приоритет на сети ОАО РЖД. В него попали крупнейшие компании металлургического, химического и нефтегазового комплекса — генераторы и потребители значительного объема железнодорожных грузов. Перевозки с этих предприятий и в их адрес и раньше имели приоритет, но только внутри России, тогда как, например, импортное сырье зачастую завозилось последним.
27 мая премьер Михаил Мишустин утвердил распоряжение правительства об утверждении перечня организаций, осуществляющих работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующих). Копия документа есть у “Ъ”, в правительстве подтвердили его подлинность.
Этот перечень относится к правилам недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, вступившим в силу в январе, по которым предприятия непрерывного цикла получают определенный приоритет в очереди относительно других грузоотправителей.
Грузы этих предприятий и в их адрес оказываются в очередности выше всех экспортных перевозок, кроме едущих по указам, распоряжениям и поручениям президента РФ (как уголь в объеме 54,1 млн тонн из Кузбасса) и тех, в отношении которых предоставляются субсидии, предусматривающие приоритетность перевозок. Но до них из коммерческих грузов едут транзитные, большой объем грузов во внутреннем сообщении (относящиеся к государственному резерву, социально значимые, предназначенные для организаций ЖКХ и энергетики, грузы для посевной). Также выше них перевозки для северного завоза.
В ОАО РЖД говорят, что действующей редакцией ПНД закреплен отдельный приоритет в приеме к перевозке по лимитирующим направлениям грузов в адрес предприятий с непрерывным циклом производства.
«Вместе с тем сырье и готовая продукция непрерывно действующих предприятий — нефтеперерабатывающих, химических, энергетических и металлургических — отправлялись в общей высокоприоритетной (шестой.— “Ъ”) очереди во внутрироссийском сообщении согласно ПНД»,— отмечают там.
В связи с внесением правительством конкретного перечня таких грузов в перечень к ПНД, добавляют в ОАО РЖД, они получат нормативно закрепленный отдельный приоритет по сравнению с основной массой грузов, которые перевозятся по железной дороге.
«Это позволит предприятиям непрерывного цикла совместно с ОАО РЖД более точно планировать перевозки, что обеспечит необходимую надежность и ритмичность поставок, бесперебойность производственных и транспортных процессов»,— говорят в компании.
Ранее замгендиректора ОАО РЖД Дмитрий Мурев в интервью «Гудку» разъяснял тонкости применения ПНД к этой категории предприятий. Несмотря на шестую очередь для внутрироссийского сообщения, работа ряда таких предприятий зависит от экспортно-импортных перевозок, «которые не обладают какими-либо специальными приоритетами».
Например, отмечал он, ряд предприятий зависят от импортного сырья и комплектующих, которые невозможно заместить. «При этом импортные перевозки в действующих ПНД относятся к наименее приоритетной 12-й очереди»,— говорил господин Мурев. Он уточнял, что с этим столкнулся «Русал» при импорте глинозема, и предлагал исключить для предприятий непрерывного цикла ограничения в ПНД по видам сообщения.
В «Русале» формирование перечня назвали «абсолютно правильным долгожданным решением для всех высокотехнологичных предприятий с непрерывным циклом производства», которое позволит гарантировать стабильные потоки сырья и готовой продукции внутри РФ. «Северсталь», сказали в компании, приветствует это решение и считает поддержку востребованной, так как это позитивно скажется на ритмичном обеспечении Череповецкого металлургического комбината сырьем, а также вывозе готовой продукции.
Угольщики остались за рамками этого перечня, однако их продукция, потребляемая предприятиями непрерывного цикла, будет отгружаться им в приоритетном порядке. «Для отрасли важнее сейчас скидки на тариф: будут скидки — будет погрузка»,— говорит собеседник “Ъ” на угольном рынке. Источник “Ъ” на нефтяном рынке также опасается, что эта мера в сегодняшних реалиях не поможет НПЗ, поскольку с отпуском продукции есть масса затруднений рабочего характера на железной дороге, которые не решаются повышением приоритета. В предприятиях ТЭКа, химического комплекса и стекольной промышленности оперативно не ответили на вопросы “Ъ”.
Оригинал публикации на сайте ИА «Коммерсант.ru»
назад
|