Маленькая железнодорожная станция Маймак, стоящая прямо на кыргызско-казахстанской границе в Таласской области Казахстана вот уже третий месяц закрыта, сообщает корреспондент МТРК «Мир» Жазгуль Каримова. Для местных жителей станция была последней ниточкой связи с внешним миром. А, между тем, скоро зима, в поселок при станции нужно завозить уголь. Плюс ко всему, большинство населения осталось без работы. Оказалось, все это последствия – большой политики.
К зданию сельской управы жители этого села приходят как на работу, каждый день. Все пытаются достучаться до властей. Третий месяц казахстанские, российские и кыргызские поезда проезжают мимо - не работает железнодорожная станция Маймак.
Приграничное с Казахстаном село Маймак в советские времена создавали для обслуживания этой станции. Село небольшое – в одну улицу. Расположено вдоль железной дороги. Почва здесь каменистая, ничего не засеешь. Все 200 семей и живут только за счет работы на вокзале - кто грузчиком, кто на путях.
Калыбек Имеров третий месяц без дела. Раньше разгружал вагоны. Ежедневно получал за это 20 долларов, кормил жену, себя, и двоих детей.
Калыбек Имеров, житель села Маймак: «Мы все работаем на погрузках. Здесь до 10-15 фирм отправляют фасоль на запад, в Европу. Так мы зарабатывали на свой хлеб. Как семью кормить? Это не знаю, что получается».
Станция Маймак относится к Казахстану, но находится на кыргызской земле. Два месяца назад истек срок договора по аренде этой территории. А новое соглашение заключить не успели».
Орозбек Шукурбеков, председатель депутатов сельской управы: «В 93 году при Акаеве был обмен. 17 км нашей дороги отданы казахской стороне, а 56 км отданы Кыргызстану. Но есть здесь одно «но». То, что нам отдали, считается тупиковой магистралью. А это центральная, потому что связывает восток России вплоть до Японии и запад Европы, вплоть до Италии».
В селе многие считают, что эту заведомо невыгодную для Кыргызстана сделку экс-президент заключил вместо калыма. Тогда Аскар Акаев женил сына на дочке Нурсултана Назарбаева.
Орозбек Шукурбеков, председатель депутатов сельской управы: «Это, конечно, жизненно-необходимая станция. Мы сейчас как на необитаемом острове. Мы не нужны ни правительству, не нужны ни государству. Никто нами не интересуется. Если бы 2 года назад в колокол били бы, уже давно решили бы эту проблему».
Обычно на сельском базаре продают муку оптом. Но вот уже неделю здесь почти нет покупателей. Их отпугнули новые цены - мука высшего сорта, например, подорожала наполовину. То же самое и на продуктовых рынках, говорит продавец Марсбек.
Марсбек Осмоналиев, продавец: «Подорожало почти все: растительное масло, сахар, макаронные изделия. Это же все завозилось к нам из Казахстана по железной дороге».
Конец сентября, а областной угольный склад почти пустой, осталось каких-то 5-6 тонн и это на весь регион. В Таласской области проживает четверть миллиона человек. Все дома, кроме школ и больниц, отапливаются углем. А завозят его по железной дороге. Бекен Акматов живет неподалеку от угольного склада, и даже его углярка пуста.
Бекен Акматов, житель села Бейшек: «Я удивляюсь, о чем думают наши власти. Зима на носу, мы не можем приобрести уголь. Что нам снова, как говорил экс-президент Бакиев, кизяк собирать? Вы все знаете, как у нас зимой холодно».
Сарай жительницы села Сатыкей Дильбар забит мешками с фасолью. В это время товар она продавала турецким кампаниям - но покупателей сейчас нет. Фасоль вывозили тоже в железнодорожных вагонах. Женщина переживает – как теперь выплачивать проценты по кредитам, и чем кормить детей, хорошо пока есть овощи из огорода.
Дильбар Ниязалиева, жительница села Сатыкей: «У нас все село выращивает фасоль, сейчас не знаем что делать? К тому же фасоль сильно подешевела. А я переживаю за свой кредит, мне в этом месяце нужно 100 долларов отдавать».
Эти горы песка уже некуда размещать, большая территория предприятия по переработке руды почти занята. Руководству даже пришлось уменьшить объемы производства. Причина та же – не ходят поезда.
Калыбай Куттубаев, старший механик, житель села Сатыкей:_ «Сейчас нам зарплату выплачивают вовремя, несмотря на то, что ничего не вывозится. Но боюсь, что это долго не продолжится. Если ситуация не решится, то начнутся сокращения. А у нас на селе больше негде работать, как будем кормить семью?»_
Битумный завод, расположенный через забор тоже третий месяц простаивает. Все это время в области не ремонтировались дороги, а работники находятся в отпуске без содержания. Уже давно ждет вагонов с топливом и эта нефтебаза. Бензин и дизель отсюда развозился по всей области.
Улан Нуралиев, начальник нефтебазы «Талас»: «Несмотря на то, что Маймак закрыли, наша компания выполняет все договоренности и во время поставляет топливо в область. Правда, из-за того, что приходится возить автотранспортом и через перевалы, бензин подорожал на 10%».
Уже не на камеру начальник базы отметил, что компания все-таки переживает за предстоящую зиму. Метеорологи прогнозируют холода и много снега, значит, дороги будут скользкие, перевалы проезжать будет тяжело. Возможно, будет дефицит с горючим.
Жанторо Сатыбалдиев, премьер-министр Кыргызстана: «К большому сожалению, я должен констатировать тот факт, что это мы виноваты. Наша республика и правительство, и местные органы власти. Когда описывалось создание таможенной границы, уже при созданном таможенном союзе, вы помните с 1 июля этого года она официально вошла в состав, станция Маймак не описана, к большому сожалению. Вчера мне дали информацию, что все формальности подписаны внутренним министерством иностранных дел».
Если в ближайшие сроки вопрос не решиться положительно, жители таласской области намерены выйти на митинги.