:: Главная » Новости Ж/Д »  

НОВОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ВАГОНОВ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1336

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1326

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

20 февраля 2013


Новости собственников вагонов



Владимир Лисин собирается весной этого года провести IPO своего железнодорожного бизнеса. Это, конечно, не приватизация «Роснефти», но тоже событие знаковое. Если считать с кризиса 2008 года, то инвестиции Владимира Лисина, хозяина Новолипецкого меткомбината, в железнодорожные активы – самая крупная попытка диверсифицировать бизнес, предпринятая российским олигархом из первой десятки. Более того, можно сказать, что это самая крупная российская частная инвестиция последних нескольких лет. И, похоже, неудачная.


Лисин инвестировал $5,8 млрд, купив у РЖД 75% акций «Первой грузовой компании», крупнейшего в России оператора грузовых железнодорожных вагонов. Приобрел, как это водится теперь в такого рода сделках, с помощью кредитов государственных банков. Однако и свои $2 млрд стальной магнат также вложил в покупку.

Вместе с 230 тысячами вагонов Владимир Лисин заполучил 22% российских грузовых перевозок. С тех пор прошел год. В декабре 2012 года Лисин прикупил еще 25% ПГК, со скандалом оттеснив от участия в приватизации Евгения Евтушенкова с его АФК «Система». Интегрировал купленные активы в состав группы Univesal Cargo Logistic (UCL), куда, помимо железнодорожного бизнеса, входят шиппинговые компании и порты. Железнодорожный дивизион UCL – UCL rail, получил также те вагоны, которые раньше принадлежали Новолипецкому металлургическому комбинату.

С другой стороны, от части подвижного состава Лисин избавился – была продана часть нефтеналивных цистерн, UCL вышла из бизнеса компании «Русагротранс», крупнейшего в России перевозчика зерна по железной дороге. И вот теперь UCL rail готовит IPO, которое, как пишут «Ведомости», должно состояться в конце весны. Размещение должно показать, как инвесторы оценивают выбор Лисина. И, скорее всего, это будет скромная оценка.

В тех же «Ведомостях» приводятся оценки стоимости компании по итогам IPO – от $5,7 млрд до $7 млрд. И вряд ли стоимость бизнеса в ближайшие годы может радикально измениться. В кредитном отчете S&P, посвященном UCL rail и выпущенном в январе 2013 года, о перспективах компании говорится сдержанно – мол, выручка в 2013 года будет ниже, чем в 2012-м. А рост тарифов на железнодорожные перевозки не позволит покрыть падение их доходов из-за сокращения парка подвижного состава. Возможно, проблема не только в UCL Лисина, а в индустрии в целом. Global trans, крупнейшая по капитализации российская железнодорожная компания, акции которой уже торгуются на бирже, подешевела за год на 4%. Железнодорожные перевозки в России в январе 2013 года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 6,2%.

Десять лет назад мне довелось пообщаться с питерским бизнесменом Александром Несисом. Он еще не был тогда миллиардером, но о том, как в России зарабатываются деньги, представление имел. Иначе вряд ли бы смог к тому времени выстроить «Полиметалл», крупнейшую в России корпорацию по добыче серебра. Так вот, с точки зрения Несиса, в России, по большому счету, можно лишь «копать и возить».

Зарабатывать, иными словами, на инвестициях в добычу природных ископаемых, их переработке и вывозе на экспорт. Формула, казалось, убедительно описывала, где в российской экономике рождается добавленная стоимость. Однако пример Владимира Лисина свидетельствует о том, что сегодня эта максима подвергается эрозии.

Как известно, основу состояния Владимира Лисина составляет его 82%-ный пакет в Новолипецком металлургическом комбинате. НЛМК – это не только сталеплавильное производство. Лисин сам добывает руду, сам перерабатывает, а большая часть продукции уходит на экспорт. За те 15 лет, что бизнесмен контролирует компанию, она успела принести ему миллиарды долларов дивидендов. В 2010 году Лисин был признан богатейшим из российских бизнесменов. Однако за последние два года некогда самая дорогая металлургическая компания России подешевела на 20%. Причин много – плохая конъюнктура на европейском рынке, плохое состояние дел в европейских активах НЛМК, которые Лисин приобрел в 2000-е. Но факт налицо. «Копать» стало менее прибыльно.

Не лучше получается и с «возить». Принесут ли отдачу вложенные в покупку ПГК миллиарды – пока непонятно. Кроме низкой конъюнктуры рынка, делать бизнес на железнодорожных перевозках мешает непредсказуемость государственной политики. Ведь свои главные активы Лисин выкупил в ходе реформы РЖД. Однако чем она кончится – так до конца и не понятно. Итог таков, что сегодня Лисин уже не чемпион среди олигархов. Bloomberg, к примеру, ставит его лишь на четвертое место.

Когда Лисин купил «Первую грузовую компании», кое-кто сравнил эту сделку с приобретением в 2010 году Уорреном Баффетом железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe, второй в США по количеству перевозимых грузов. «Покупка BNSF – это ставка на экономическое будущее Соединенных Штатов. Железные дороги являются ключевыми в американской экономике, и их прибыль будет увеличиваться, если восстановление продолжится. Это игра ва-банк, но я люблю делать такие ставки», – суммировал Баффет мотивы своего решения. Наверное, что-то похожее мог бы сказать и Лисин, если бы умел выражаться столь же изящно. Но пока кажется, что его ставка оказалась неверной. По крайней мере, предстоящее IPO вряд ли поднимет его в списке Forbes.


Оригинал публикации на сайте "Slon.ru"


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024