:: Главная » Новости Ж/Д »  

УСКОРЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОГРАНПЕРЕХОДОВ (СТАТЬЯ)

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1337

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1327

"Магистр-Информ", версия 1196

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1566

"Магистр-Контроль", версия 926

"Магистраль", версия 380

"Мастер СВХ", версия 324

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

28 мая 2013


Ускорение прохождения погранпереходов (статья)



В «Гудке» за 25 марта была опубликована редакционная колонка под заголовком «Двойка по криптографии». В ней говорилось о том, что задержки на границе ускоренных поездов, проходящих от Находки до Бреста за семь суток, нивелируют все плюсы от сокращения времени рейсов. Причину редакция видит, в частности, в отсутствии «нужного контакта с таможенниками в части криптографии – по разработке программных средств, обеспечивающих защиту информации». Однако проблема не в этом.


ОАО «РЖД», как таможенный перевозчик, имеет перед Федеральной таможенной службой серьёзные обязательства. Их выполнение требует не только дисциплины, порядка и организованности, чего всегда в достатке на железных дорогах, но и значительных затрат на поддержание необходимого документооборота.

Причём они выражаются не только в затратах труда и материальных ресурсов, но и времени. Это и проявляется в задержках в продвижении грузов на различных стадиях перевозочного процесса. Действительно, эти задержки зачастую сводят на нет колоссальные усилия всех работников дорог по ускорению доставки грузов от пунктов производства до пунктов потребления.

Один из наиболее эффективных методов сокращения затрат и ускорения выполнения операций в документообороте – применение систем электронного обмена данными. В ОАО «РЖД» вся документация, необходимая в перевозочном процессе, присутствует в электронном виде в различных автоматизированных системах. Это ЭТРАН, АСОУП, АСУ станций и другие.

Компания широко использует технологии электронного обмена данными с АСУ грузоотправителей и грузополучателей, с информационными системами иностранных железных дорог. Всё это хорошая база для решительного «наступления» на недопустимо большие простои поездов, вагонов, контейнеров и грузов на погранпереходах.

В 2011 году ФТС и ОАО «РЖД» приняли совместный трёхлетний план по созданию системы взаимного электронного обмена данными при грузовых перевозках. Его главная цель – ускорение прохождения грузов через границы государств за счёт сокращения таможенных формальностей на основе применения электронного обмена данными о грузах и транспортных средствах.

План предусматривает поэтапную реализацию поставленных целей. На первом этапе планируется обеспечить передачу от перевозчика в информационные системы таможенных органов данных в электронном виде на грузы и транспортные средства при их убытии из Таможенного союза. В согласованные сроки в ОАО «РЖД» и ФТС были разработаны необходимые технологические и технические документы, а также программные средства, обеспечивающие взаимодействие автоматизированных систем.

Однако уже на этом этапе специалисты – разработчики информационных систем столкнулись с проблемами, которых до сих пор не было в многолетней практике построения систем электронного обмена при декларировании товаров на основе АСУ ФТС.

Так, действующая нормативная база таможенников предполагает тестирование программных средств автоматизированных систем предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, для целей сертификации строго на тестовом полигоне ведомства. При этом тестовый полигон не имеет в своём составе компьютеров типа «Мейнфрейм», без которых невозможно себе представить работу АСУ ОАО «РЖД». Очевидно, что в этой ситуации ведомству пришлось согласиться с включением в полигон тестирования программно-технических средств Главного вычислительного центра компании.

В начале работ по настройке взаимодействия программ были проблемы с согласованием работы средств криптографии, которые удалось достаточно быстро преодолеть благодаря высокому уровню компетенции специалистов ГВЦ и тесному взаимодействию со специалистами таможенной службы.

Однако масштаб и инновационность решаемых задач привели всё-таки к необходимости продления сроков работ по первому этапу плана до этого июля.

По моему мнению, промежуточные итоги реализации совместного плана следует оценить никак не на двойку. В целом поставленные задачи первого этапа плана достигнуты. Выполнено необходимое развитие таких автоматизированных систем в составе АСУЖТ, как ЭТРАН, АСОУП, АСУ станций для обеспечения реализации требований ФТС. Модернизированы программно-технические средства в ГВЦ, установлены новые программные средства на объектах внедрения, обучен персонал, сделано и многое другое.

В итоге на опытном полигоне ежесуточно в ФТС из ОАО «РЖД» передаются данные в среднем о погрузке 300 вагонов с 41 станции от 30 грузоотправителей в направлении пяти станций погранпереходов, а также о 18 поездах при их подходе к таким станциям.

При этом ведомство передаёт в компанию данные из таможенных деклараций на товары, перевозимые железнодорожным транспортом. Эта информация становится доступной агентам Центра фирменного транспортного обслуживания и по замыслу должна служить разрешением на отправление грузов со станций погрузки. Это в дальнейшем также должно способствовать ускорению оформления экспорта на станциях отправления.

Основные причины задержки во времени тестирования электронного документооборота таковы.

Прежде всего, уникальность технологии работы каждого погранперехода требует адаптации программных средств под каждый объект.

Затем разработчикам ФТС необходимо освоить сущность реквизитов документов в перевозочном процессе. Эта проблема возникла в связи с необходимостью программного формирования образов перевозочных документов – железнодорожной накладной и передаточной ведомости в автоматизированных системах таможни на основе данных электронных документов, поступающих от ОАО «РЖД».

До сих пор этого не требовалось, так как необходимые документы в готовом виде предоставлялись на таможенные посты работниками компании.

И наконец, необходимость согласования нормативно-справочной информации, используемой при контроле данных в ОАО «РЖД» и ФТС. Так, до сих пор таможенники в своих информационных системах пользовались только классификатором наших станций. Однако в перевозочном документе международного железнодорожного сообщения указывается станция назначения другого государства. Кроме того, так же как и в ОАО «РЖД», Единая автоматизированная информационная система ФТС имеет сложную структуру, включающую централизованную часть и компоненты на линейных объектах, что также усложняет доработку системы.

Конечно, пока рано говорить о реальном сокращении времени стоянки поездов на погранпереходах – создана только ИТ-инфраструктура, которая и должна привести к положительному эффекту. По мнению представителей таможенной службы, ускорение пропуска возможно только при наличии данных от ОАО «РЖД» на все вагоны и отправки, находящиеся в поезде. Сейчас для перевозок на опытном полигоне тестирования только один-два поезда в сутки имеют полную информацию.

На втором этапе планируется обеспечить передачу от перевозчика в информационные системы таможенных органов данных в электронном виде на грузы и транспортные средства при их прибытии на территорию Таможенного союза.

В отличие от технологии, реализуемой на первом этапе, в автоматизированных системах ОАО «РЖД» нет в полном объёме данных, которые требуются ФТС на втором этапе. Это различного рода сертификаты, лицензии, финансовые документы и другая информация, не являющаяся документами перевозчика.

Кроме того, технология второго этапа усложняется и тем, что импортные и транзитные грузы перевозятся под процедурой таможенного транзита. Для этого в силу обязанности перевозчика необходимо согласование или даже привлечение должностных лиц таможенных органов к выполнению отдельных операций в пути следования грузов до пункта назначения. И это подразумевает соответствующую передачу электронных данных.

В пункте назначения груза также есть операции, требующие обмена данными с таможней. Как при завершении таможенного транзита, так и в случае помещения грузов на склады временного хранения.

Дополнительное взаимодействие между системами ОАО «РЖД» и ФТС требуется и для декларирования транспортных средств международной перевозки, в число которых входят как подвижной состав, так и контейнеры.

Таким образом, объём информации и разнообразие форм электронных документов, которыми подлежит обмениваться компании и ведомству на втором этапе, существенно больше. Это неизбежно потребует и больших затрат ресурсов, и времени на воплощение планов.

Для безусловного выполнения поставленных задач в плановые сроки ОАО «РЖД» и ФТС готовятся уже в мае начать тестирование на опытном полигоне программных средств и технологии электронного обмена данными при таможенных операциях и таможенном контроле в отношении транспортных средств и товаров, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза. Как это и определено приказом ФТС № 444 от 11 марта 2013 года.


Оригинал публикации на сайте газеты «Гудок»


назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024