16 ноября 2021
Связанные холодильной цепью
Правила перевозки скоропортящейся продукции должны быть одни для всех
В Торгово-промышленной палате РФ вчера состоялась дискуссия о необходимости законодательных изменений для обеспечения непрерывной холодильной цепи оборота скоропортящейся продукции. В обсуждении участвовали представители отраслевых союзов, регулирующих органов и ОАО «РЖД». Холдинг предложил установить единые требования к перевозке скоропорта для всех видов транспорта, закрепить алгоритм действий при выявлении нарушений температурного режима и создать цифровое поле для всех участников холодильной цепи.
Холодильная цепь подразумевает совокупность технических средств и технологических процессов, обеспечивающих соблюдение температурных условий, необходимых для сохранения скоропортящейся продукции, на всех этапах – от производства до продажи конечному потребителю.
Как отметил в ходе дискуссии в ТПП заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО) Дмитрий Горох, в компании считают целесообразным законодательно закрепить единые требования для контроля за перевозками скоропорта для всех видов транспорта по аналогии с тем, как это уже работает на железных дорогах. Он обратил внимание, что при перевозке железнодорожным транспортом представители региональных или территориальных органов ветеринарно-санитарного контроля проверяют состояние груза в пути четыре раза от момента отправки со склада до доставки грузополучателю. Но на автотранспорте такого контроля нет.
При этом в части регулирования железнодорожных перевозок скоропорта, по мнению заместителя начальника ЦФТО, тоже есть что поменять.
Так, существующая сегодня схема взаимодействия участников холодильной цепи, предусмотренная Планом мероприятий по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов, не содержит алгоритма принятия решений при обнаружении нарушений температурного режима.
В ОАО «РЖД» предлагают этот недочёт устранить и ввести регламент действий при подобных ситуациях. Это особенно актуально с учётом роста объёмов перевозок скоропорта по сети железных дорог. По данным ОАО «РЖД», за январь – октябрь 2021 года по железной дороге из Приморского края отправлено 541,2 тыс. тонн рыбной продукции, что на 34,7% больше по сравнению с десятью месяцами прошлого года. В холдинге рассчитывают на то, что эти цифры продолжат увеличиваться. Основанием для таких выводов служат прогнозы Минсельхоза России и политика ведомства по субсидированию железнодорожных перевозок продукции, заметил Дмитрий Горох.
«Нужно установить алгоритм действий всех участников в случае выявлений нарушений температурного режима: что нужно делать перевозчику, владельцу груза, как взаимодействовать с представителями Россельхознадзора. При формировании системы для обеспечения непрерывной холодильной цепи это необходимо», – подчеркнул он.
Об определяющей роли железнодорожного транспорта в холодильной цепи заявил также исполнительный директор Рыбного союза (объединяет предприятия рыбного хозяйства и аквакультуры) Сергей Гудков. Он отметил, что альтернативы железнодорожным перевозкам в европейскую часть России рыбной продукции с Дальнего Востока, где вылавливается две трети груза, сегодня нет.
Автомобильный транспорт подходит только для перевозок ограниченного объёма дорогостоящей рыбной продукции, например морепродуктов. С учётом этого, по его словам, необходимо обратить внимание на качество подвижного состава, который эксплуатируется при перевозках рыбы. В частности, речь идёт о вагонах-термосах. «В 2019 году железнодорожным транспортом с Дальнего Востока было перевезено 538 тыс. тонн, из них 151 тыс. тонн – вагонами-термосами, не оборудованными морозильными установками.
В 2020 году примерно такие же цифры. Чтобы система контроля работала на всей цепи, нужно принимать изменения на законодательном уровне», – полагает Сергей Гудков.
В Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) предлагают разработать и утвердить первый в России закон о непрерывной холодильной цепи, где разграничить роли и ответственность, закрепить требования ко всем участникам, а также сформировать на базе Минсельхоза контролирующий и координирующий органы, которые взяли бы на себя управление всей системой. Сейчас, как отметил президент АСОРПС Михаил Синёв, на всех этапах единой цепи – от момента производства продукта, где заложен температурный режим, до момента реализации – взаимодействия нет. Имеют место только отдельные отраслевые решения и действия крупных компаний, что не позволяет наладить порядок в сегменте скоропортящейся продукции.
По словам Дмитрия Гороха, в такой единой системе нужно будет учесть возможность электронного взаимодействия всех участников.
«Общее цифровое поле – это не только тренд, это уже необходимость и настоятельное требование бизнеса. Мы в этом направлении работаем и имеем свои предложения», – резюмировал Дмитрий Горох.
Оригинал публикации на сайте ИА «gudok.ru»
назад
|