06 октября 2023
Правительство обсудит Транссиб-2
Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Эта задача значится в перечне поручений, который был опубликован на сайте Кремля 3 октября.
Глава государства дал эти поручения по итогам заседания правительства, которое прошло в августе и было посвящено изменению климата и развитию транспортной инфраструктуры. В поручении сказано, что Правительство РФ, правительство Кемеровской области, Российская академия наук и ОАО «РЖД» должны рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали и доложить о выполнении до 1 марта 2024 года.
Строительство Северо-Сибирской железной дороги протяжённостью 1,9 тыс. км от Нижневартовска до Усть-Илимска задумывалось ещё в начале 2000-х годов как северный дублёр Транссиба. Проект был внесён в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, принятую в 2008 году. Бывший генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (тогда он назывался «Гипротранс ТЭИ») Фёдор Пехтерев в том же году рассказывал «Гудку» (номер от 11.02.2008), что сигналом к началу проектно-изыскательских работ по проекту послужит исчерпание провозных и пропускных возможностей Транссиба. Изыскательские работы планировались после 2015 года, но так и не начались. С разворотом грузопотоков на восток такой момент наступил – Западно-Сибирская дорога из традиционно погрузочной уже превращается в транзитную, проехать с западного направления через Кузбасс на Дальний Восток становится всё сложнее.
«Конечно, необходимо всё тщательно рассчитать. Грузовой базой новой магистрали могут стать месторождения нефти в Красноярском крае и в Западной Сибири, и строительство железной дороги резко повысит эффективность развития этих регионов, – говорит руководитель лаборатории анализа и прогнозирования транспортных систем Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. – Сейчас месторождения в Сибири разрабатываются очаговым методом, когда к ним есть только зимники и авиационный транспорт. Это малоэффективно. Когда есть железная дорога, это уже совсем другой уровень окупаемости проектов и развития территорий».
Президент Центра развития экономики инфраструктуры Владимир Косой полагает, что России необходимы новые железные дороги и направления. Тот же СевСиб может быть полезен «Газпрому» для разработки большого Тамбейского месторождения газа на Ямале и транспортировки продуктов из него в КНР. «Сейчас существуют разные варианты развития транспортной инфраструктуры, поскольку нужны и другие направления выходов из страны, кроме трёх традиционных (Северо-Запад, Юг и Дальний Восток. – Ред.), – отметил Владимир Косой. – Нужно моделировать варианты и смотреть, что даст наибольший комплексный эффект в решении стоящих перед страной задач».
В 2008 году, когда задумывали строительство Северо-Сибирской дороги, надеялись на частичное финансирование из Инвестиционного фонда, вложения крупных промышленных компаний (поскольку речь шла об обеспечении транспортной доступности месторождений Восточной Сибири и Среднего Приангарья), а также средства регионов и инвестиционно-финансовых (банковских) групп. Основная техническая сложность реализации этого проекта – преодоление обширных заболоченных территорий Томской области. Но с тех пор строители железных дорог уже накопили богатый опыт работы в не менее трудных условиях, на том же Ямале.
Оригинал публикации на сайте «Gudok.ru»
назад
|