:: Главная » Новости Ж/Д »  

ПЕРЕВОЗКИ ПО РОССИЙСКИМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ ПАДАЮТ

О КОМПАНИИ

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ

ПОДДЕРЖКА

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

WEB-СЕРВИСЫ

ЗАГРУЗИТЬ

 

 

Найти :  

 

ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ ПРОГРАММ

"Программа САО ГТД.ЭД", версия 1375

"Магистр-Контроль", версия 961

"Магистраль", версия 414

"Магистр-Информ", версия 1228

"Мастер СВХ", версия 330

"Магистр-Декларант.ЭД", версия 1587

"Справочно-информационная система декларанта", версия 1338

"Магистр-Эксперт", версия 406

"Шлюз ЭД", версия 14

"Магистр Отчётов", версия 82

"Мастер Сделок", версия 84

"Агент Доставки", версия 34

 

все последние версии 

 

02 апреля 2024


Перевозки по российским железным дорогам падают



Погрузка на железных дорогах РФ в первом квартале заметно снизилась: по предварительным оценкам, на 3,2%. Основные потери приходятся на перевозки угля на экспорт и строительных грузов внутри страны. Из 9,7 млн тонн общих потерь 8,7 млн были недогружены на южном направлении. По оценкам аналитиков, ожидать улучшения ситуации во втором квартале вряд ли стоит: цены на уголь на мировых рынках пока не показывают тенденции к росту, а экспортная пошлина делает неконкурентоспособным экспорт угля через южное и северо-западное направления.


Ожидаемое снижение погрузки ОАО РЖД по итогам первого квартала составит 3,2%, до 295,7 млн тонн, следует из презентации ОАО РЖД к встрече с грузоотправителями (“Ъ” видел документ). Наибольшие потери (5,5 млн тонн) — это строительные грузы, погрузка которых сократится на 17%.

В январе и феврале погрузка также показывала снижение, превышавшее 4% (см. “Ъ” от 1 марта). Примерно та же динамика наблюдалась в первом после начала военных действий на Украине 2022 году (падение на 3,8%). На 2023 год ОАО РЖД планировало рост, однако в четвертом квартале перевозки перешли к падению, что привело к минусу по итогам года (см. “Ъ” от 10 января). В целом 3–4% — не самое глубокое падение в современной истории российских железных дорог (в отдельные месяцы кризиса 2008 года оно превышало 26%) и больше похоже на потери в весенне-летние месяцы ковидного 2020 года (4–5%).

В первом квартале погрузка угля потеряет 4,7 млн тонн, или 5,1%. Сильное снижение экспорта (на 5,8 млн тонн, или 11,3%) будет компенсировано приростом на 1 млн тонн перевозок во внутрироссийском сообщении. Похожая картина и с другим массовым грузом на сети — нефтью и нефтепродуктами. Их экспорт упал на 10,7%, или на 2,6 млн тонн, однако на 5,6% выросли внутренние перевозки, в результате чего общее сокращение составило лишь 1,6%, или 0,9 млн тонн.

Растущие категории грузов — это удобрения (плюс 1,9 млн тонн, или 12,5%), показывающие рост во всех сообщениях, особенно в экспортном (плюс 1,6 млн тонн, или 24,8%). Также растет погрузка зерна — на 7,7% в целом и на 10,9% на экспорт — и контейнерных грузов, показывающих рост на 6,8%, причем драйвером являются внутренние перевозки (рост на 0,5 млн тонн, или на 9,1%). При существенном снижении экспорта (на 9,7%) перевозки лесных грузов в абсолютном выражении незначительно приросли — на 0,8% — благодаря внутренним перевозкам.

Погрузка угля на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна упала на 58,3%, сократившись на 4,7 млн тонн. Эти потери ОАО РЖД объясняет отсутствием заключенных контрактов на перевалку угля в порту Тамань на фоне повышения ставок и ужесточения финансовой ответственности грузоотправителей перед терминалом. Как писал “Ъ”, угольные компании из-за высокой стоимости перевалки в феврале—марте перестали отправлять грузы через терминал ОТЭКО в Тамани (см. “Ъ” от 6 февраля, 6 и 19 марта).

Еще 3,8 млн тонн на южном направлении было потеряно в погрузке строительных грузов во внутрироссийском сообщении, там же на 1,4 млн тонн снизилась и погрузка руды — впрочем, компенсированная небольшим приростом экспорта. ОАО РЖД поясняет, что потери погрузки стройгрузов на юге связаны с завершением строительства участков трассы М-12 и обходов крупных городов (Краснодара, Анапы, Саратова, Грозного, Волгограда и др.), неблагоприятными погодными условиями и высокими ставками аренды полувагонов. Причина снижения по руде — ремонты на крупных предприятиях Белгородской, Курской, Кемеровской и Свердловской областей, а также сокращение перевозок в адрес Новороссии в связи с переориентацией на местное сырье.

Также на юге потерян экспорт 1,1 млн тонн нефтяных грузов – из-за высокой грузовой базы в начале 2023 года и снижения погрузки НПЗ Уфимской, Самарской групп и Саратовской области по технологическим причинам.

Основной вклад внесло снижение погрузки на экспорт по углю (минус 16,5%, или 2,6 млн тонн), железной руде (минус 50,2%, или 700 тыс. тонн) и нефтяным грузам (минус 13,6%, или 1,5 млн тонн). Сложности с углем ОАО РЖД объясняет нестабильной работой сервисных компаний и конвенциями (ограничениями отправок) в адрес Усть-Луги из-за смерзания грузов. Последний фактор касается и мазута, прибывающего в Усть-Лугу, что обусловило спад экспортных отправок наряду с поломками оборудования на НПЗ в Нижнем Новгороде и задержками с подводами танкерного флота.

Просадка экспорта угля в первом квартале в значительной степени вызвана снижением цен на мировых рынках на фоне высоких тарифов на перевозку по железной дороге и перевалку в портах, говорит главный стратег инвесткомпании «Вектор Икс» Максим Худалов. Перспективы улучшения ситуации пока не видно, и, скорее всего, до начала подготовки к отопительному сезону цены на уголь энергетических марок повышаться не будут, а инфраструктурные операторы (прежде всего порты) вряд ли существенно снизят стоимость своих услуг.

По его мнению, можно ожидать снижения экспорта угля на 5–8% во втором квартале по отношению к первому кварталу. По черным металлам господин Худалов ожидает падения на 1–2% в силу того, что строительный сектор на фоне высоких ставок и проблем с рабочей силой начинает снижать объемы потребления, однако это частично будет компенсировано ростом сезонного спроса.

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, есть три номенклатуры, которые стабильно растут,— это зерно, контейнеры и минудобрения. По остальным грузам динамика неутешительна: российская угольная отрасль уже начала сокращать добычу, так как некоторые марки угля с учетом дисконтов и роста логистических издержек становятся неконкурентоспособными на мировых рынках. По строительным грузам также наблюдается стагнация базового спроса в жилищном строительстве, но есть потенциал, связанный с крупными инфраструктурными проектами.

Господин Бурмистров отмечает, что, если раньше была иллюзия, что грузовладельцы имеют неограниченные финансовые ресурсы и способны одновременно платить налог на сверхприбыль, дополнительные экспортные пошлины, а также оплачивать логистические и трансакционные издержки из-за переориентации экспорта, то сейчас эта иллюзия развеялась.



Оригинал публикации на сайте «Газета Коммерсантъ»



назад


О компании    |    Продукты и услуги    |    Поддержка    |    Личный кабинет    |    Web-сервисы    |    Загрузить

 

 

 

Copyright © ООО "Сигма-Софт", 1992-2024