31 января 2025
ОАО РЖД оценило парк вагонов в 1,65 млн единиц к 2028 году
ОАО РЖД ожидает, что к 2028 году с учетом имеющегося прогноза выпуска и списания вагонов парк на сети составит 1,65 млн единиц, что на 43% больше рассчитанной потребности. Монополия призывает заводы прекратить выпускать полувагоны и цистерны и перейти к производству хопперов, иных специализированных, а также инновационных вагонов. Вопросы с регистрацией новых вагонов пока не решены: в связи с ее усложнением на путях заводов скопилось 3,15 тыс. изготовленных вагонов. На этом фоне началось обсуждение сокращения срока службы и досрочного списания парка.
Как следует из информации, приведенной ОАО РЖД на совещании в Минпромторге 20 января (протокол есть у “Ъ”), избыток парка грузовых вагонов на сети в 2024 году превысил 250 тыс. единиц. Число поступивших новых вагонов за год выросло на 16%, до 75,3 тыс. единиц. С учетом списания 23 тыс. вагонов парк в 2024 году прирос на 53,2 тыс. единиц, следует из данных ОАО РЖД. В 2025 году планируется выпуск 78 тыс. вагонов при списании 25 тыс., то есть прирост составит 53 тыс. До 2028 года с учетом строительства 462 тыс. и списания 135 тыс. вагонов парк вырастет до 1,65 млн единиц, что на 43% больше потребного парка (1,15 млн).
«Сегодня производство вагонов действительно значительно превышает выбытие,— говорит замгендиректора ОАО РЖД Михаил Глазков.— Разница по году составляет более 50 тыс. вагонов. Это существенная разница, почему и идет такой рост количества вагонов на сети железных дорог». Он напомнил, что регулирование выпуска вагонов — прерогатива Минпромторга, а не ОАО РЖД, но позиция ОАО РЖД «в том, что есть избыточные роды подвижного состава, такие как полувагоны, нефтебензиновые цистерны, но есть и дефицитный подвижной состав — минераловозы, зерновозы, цистерны для метанола и другие».
По мнению господина Глазкова, для поддержания промышленности и вывоза груза необходимо сконцентрировать работу вагоностроительных заводов на изготовлении дефицитного подвижного состава.
«Также мы поддерживаем движение вагоностроительного комплекса по строительству инновационного подвижного состава — и полувагонов, и цистерн»,— добавил он, отметив, что замена типового подвижного состава на инновационный при перевозке всего угля на Восточном полигоне даст дополнительно 12 млн тонн в год.
Когда осенью 2024 года ОАО РЖД активно занялось уборкой с путей не задействованных в перевозке вагонов (см. “Ъ” от 28 октября 2024 года), возникли и перебои с приемом новых вагонов после введения лимитов их приписки (см. “Ъ” от 2 декабря 2024 года). Ранее процедура считалась формальной, но теперь появилось требование, чтобы станция приписки обладала путями необщего пользования нужной емкости. В результате на заводах скопилось огромное количество вагонов, проблему грозили поднять на прямой линии с президентом Владимиром Путиным 19 декабря 2024 года.
«Российские железные дороги не применяют каких-то новых технологий и новых правил,— говорит Михаил Глазков.— Мы работали в рамках законодательства. Ряд вагоностроительных заводов занялся, на наш взгляд, не совсем свойственной для себя деятельностью с точки зрения приписки вагонов на пути своих предприятий до их продажи. Это привело к тому, что идет затаривание данных подъездных путей и осложняется работа вагоностроительных предприятий».
По протоколу совещания 20 января, на январь все еще фиксировались ограничения на отправку новых грузовых вагонов под погрузку, проблемы с заадресацией и получением заявки на перевозку грузов.
Как сообщил господин Глазков, сегодня в остатке у десяти крупнейших заводов на путях необщего пользования находятся 3,15 тыс. вагонов, «это ниже технологического норматива работы». По его словам, с начала года на сеть выпущено более 2,37 тыс. вагонов при постройке 2,2 тыс. вагонов. «При этом на путях заводов находится более 700 вагонов, которые получили регистрацию, которым присвоен номер, но у которых либо нет покупателя, либо не определена цель перевозок»,— добавляет он.
По словам господина Глазкова, ОАО РЖД дало вагоностроительным заводам две рекомендации. Первая — продавать вагон без номера с перевозкой этого вагона как груз на своих осях и последующей припиской уже собственником. Вторая — включить в договор пункт, который предусматривает, что будущий собственник подвижного состава за три месяца до сдачи построенного вагона начинает заниматься регистрацией данного вагона, то есть припиской и присвоением номера.
Глава Объединения вагоностроителей (ОВС) Евгений Семенов сообщил “Ъ”, что проблемы решаются, вагоны выпускаются на сеть в рабочем порядке, ведется открытый процесс взаимодействия с Центром фирменного транспортного обслуживания и Центральной дирекцией движения ОАО РЖД. Заводы увеличили количество мест для приписываемых вагонов в соответствии с фактическим наличием заводских путей для отстоя, ведется работа с собственниками по изменению условий договоров в части приписки, рассказывает господин Семенов. «Все, что от нас просило ОАО РЖД, мы сделали»,—указывает он.
Как следует из протокола, Минтрансу с вагоностроителями, которые предлагают заменить при приписке конкретные станции на железнодорожную администрацию РФ, предстоит прийти к единой позиции.
При этом началось обсуждение вопроса об ускоренном списании вагонов и ограничении сроков их службы, следует из протокола. Проработкой вопроса должны заняться ОВС, Союз операторов железнодорожного транспорта, выступающий за неприменимость сокращения срока службы уже выпущенных вагонов, и ОАО РЖД. В 2015–2016 годах было досрочно списано около 200 тыс. вагонов, и повторения этой меры с целью поддержки вагоностроения на фоне отсутствия роста погрузки операторский рынок опасается до сих пор.
Наталья Скорлыгина
Оригинал публикации на сайте ИА «Коммерсант.ru»
назад
|